Лекция: Защита Уполномоченным по правам человека в РФ гражданских (личных) прав человека и гражданина. Защита Уполномоченным по правам человека в РФ политических прав человека и гражданина. Защита Уполномоченным по правам человека в РФ социально-экономических и культурных прав человека и гражданина.

Лекция
Защита Уполномоченным по правам человека в РФ гражданских (личных) прав человека и гражданина. Защита Уполномоченным по правам человека в РФ политических прав человека и гражданина. Защита Уполномоченным по правам человека в РФ социально-экономических и культурных прав человека и гражданина.

Одной из самых приоритетных задач всего мирового сообщества является надлежащее обеспечение и защита прав человека в качестве высшей социальной ценности от всяких нарушений. 
Гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
Существуют два основных вида защиты прав и свобод граждан - это судебная и несудебная защита прав и свобод граждан.
Одним из институтов несудебной защиты граждан является институт уполномоченного по правам человека. Институт Омбудсмена вписывается в любую правовую систему, занимая при этом совершенно обособленное положение. Это специальный институт, направленный на защиту и восстановление прав человека.
Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации содержит информацию о состоянии и проблемах соблюдения и защиты прав человека в Российской Федерации, о мерах, которые были приняты Уполномоченным и его рабочим аппаратом в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. 
В Докладе различные группы прав – гражданские (личные), политические, социально-экономические и культурные рассматриваются через призму их соответствия нормам основополагающих документов эпохального значения - Всеобщей декларации прав и свобод человека и Конституции Российской Федерации, которые в корне изменили подходы к базовым ценностям жизни общества.
С 1998 года к Уполномоченному в общей сложности поступило свыше миллиона обращений. В них боль и страдание людей по поводу несправедливостей и беззакония в жизни, надежда на восстановление нарушенных прав и свобод. 
Все обращения, поступающие к Уполномоченному, рассматриваются им лично либо государственными гражданскими служащими его Аппарата в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и по ним принимаются меры реагирования в рамках полномочий, законодательно предоставленных Уполномоченному.
Несмотря на встречающиеся на пути защиты прав и свобод сложности, за это время удалось оказать содействие в восстановлении нарушенных социально-экономических, гражданских (личных), политических и культурных прав многим тысячам российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. Только за 2018 год в тесном взаимодействии с судебной властью, органами прокуратуры, другими государственными и общественными правозащитными институтами оказана помощь в реализации прав 184 797 гражданам (включая неопределенный круг лиц) по 929 жалобам из 9686 принятых к рассмотрению. 
В 2018 году в адрес УПЧ в РФ было направлено 32 тысячи обращений, из них 1 700 коллективных. Наибольшее количество обращений было связано с нарушениями гражданских (личных) прав при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в судах. 
В структуре обращений по вопросам уголовно-процессуального законодательства преобладают просьбы о ходатайстве перед компетентными органами о пересмотре приговоров и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а также жалобы на длительность и формализм проводимых доследственной проверки и расследования.
Обеспечение гарантий прав участников уголовного процесса при осуществлении расследования преступлений и отправления правосудия — одно из главных условий достижения целей уголовного процесса: поддержание справедливости в обществе, наказание виновного в совершенном преступлении, обеспечение возмещения вреда потерпевшему, оправдание и реабилитация ошибочно подвергнутого уголовному преследованию и осуждению. В этот процесс вовлечено огромное количество людей. 
Анализ обращений граждан в адрес Уполномоченного свидетельствует о том, что проблема соблюдения прав участников уголовного процесса сохраняет свою актуальность на протяжении многих лет. Удельный вес таких обращений в структуре всех жалоб и заявлений к Уполномоченному, как правило, колеблется в пределах 29-32%.
В своих жалобах граждане указывали на неверную квалификацию деяний осужденных, чрезмерную суровость приговоров, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Наряду с ошибками при применении норм материального права суды порой при вынесении приговора основываются на неверной оценке доказательств, допущенной в ходе расследования. Так, использование в основе обвинения доказательств, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законом не являются допустимыми, не только нарушает права участников процесса, но может привести к вынесению неправосудного приговора.
По-прежнему остается крайне малым количество оправдательных приговоров. В 2018 году их было вынесено 2082, то есть по 0,24% уголовных дел, по которым окончено производство, что на 24% меньше, чем в 2017 году (2751, или 0,3%). При этом в отношении 193 тыс. лиц суды прекратили дела, в том числе и по реабилитирующим основаниям (в отношении 1,7 тыс. лиц).
Если сравнить показатели оправдательных приговоров в судах общей юрисдикции, вынесенных судом первой инстанции, а также апелляционным судом и судом присяжных, то станет заметна большая разница. В случае с присяжными оправданий больше в несколько раз.
В ряде обращений заявители жалуются на необоснованный отказ в применении отсрочки отбывания наказания (статьи 82 и 82.1 УК РФ) и отсрочки исполнения приговора (статья 398 УПК РФ).
Вместе с тем следует отметить положительную тенденцию в разрешении дел этой категории. В 2018 году из числа рассмотренных ходатайств о применении отсрочки отбывания наказания и исполнения приговора удовлетворено 25,7% (346 из рассмотренных 1344). За 2017 год удовлетворено 19,4%, или 319 ходатайств из рассмотренных 16431. Исходя из принципа справедливости, при наличии оснований для применения указанных институтов Уполномоченный обращалась в Верховный Суд Российской Федерации с мотивированным ходатайством.
В ряде случаев Верховным Судом Российской Федерации были найдены основания для пересмотра приговоров.
Немало обращений было адресовано Уполномоченному по вопросу пересмотра приговора ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. При том, что число рассмотренных судами представлений органов прокуратуры о возобновлении производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств является невысоким, большинство из указанных представлений судом удовлетворяется.
В то же время нужно отметить как положительную тенденцию снижение количества поданных ходатайств следственных органов в суд об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (на 9,5% по сравнению с 2017 годом). Но удовлетворяются они по-прежнему часто — примерно в 90% случаев. Продлевалась данная мера пресечения на 0,7% чаще, чем годом ранее.
По данным Минюста России, по решениям ЕСПЧ в связи с нарушениями, в том числе допущенными при уголовном судопроизводстве, включая длительное содержание под стражей, а также несоблюдение норм международного права в части осуществления правосудия в разумный срок, из бюджета Российской Федерации выплачено: в 2016 году — более 424 млн руб., в 2017 году — более 900 млн руб., в 2018 году — более 770 млн руб.
При избрании той или иной меры процессуального принуждения должны учитываться состояние здоровья подозреваемых и обвиняемых и иные обстоятельства. В ряде обращений, поступающих к Уполномоченному, содержится информация о случаях помещения под стражу лиц, имеющих заболевания, препятствующие реализации соответствующей меры пресечения (подробно см. в Докладе).
За 2018 год удалось помочь в реализации прав и законных интересов 376 гражданам по 346 обращениям в сфере уголовного судопроизводства. При поддержке ФСИН России, органов прокуратуры и правозащитных организаций Российской Федерации оказано содействие в защите прав 6307 осужденных по 104 жалобам.
По материалам и запросам Уполномоченного компетентными органами и должностными лицами отменено 198 постановлений органов дознания и предварительного следствия, в том числе 150 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 35 постановлений о приостановлении предварительного следствия или дознания, 13 постановлений о прекращении уголовного дела. Наряду с этим возбуждено 22 уголовных дела и прекращено 5 уголовных дел. В 6 случаях изменена мера пресечения в виде заключения под стражу на более мягкую. Судами отменено 5 приговоров.
Кроме того, граждане обращались к Уполномоченному с просьбой о защите таких гражданских (личных) прав, как право избирать и быть избранным, право на гражданство Российской Федерации, свобода совести и вероисповедания, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, право на обращение в государственные и муниципальные органы, право на проведение публичных мероприятий и участие в них, права человека в условиях современных информационных технологий. Подробно с работой по обращениям можно ознакомиться в Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 год.
В 2018 году к Уполномоченному поступило 81 обращение по вопросам реализации избирательных прав граждан (в 2016 году — 96, в 2017 году — 50), которые затрагивали широкий спектр вопросов, возникающих на различных этапах избирательного процесса. Увеличилось количество обращений по вопросам регистрации, составления списка избирателей в связи с формированием избирательных округов. Заявители жаловались на исключение их из списка избирателей или на отказ включить их в этот список.
В 2018 году к Уполномоченному поступило 652 обращения по вопросам гражданства (в 2017 и 2016 годы — 580 и 801 соответственно). Преобладающее большинство (92%) поступило от лиц, проживавших в странах ближнего зарубежья, главным образом от граждан Украины (27,5%), Республики Узбекистан (10,8%), Республики Армения (8,6%), Республики Казахстан (6,7%) и Республики Таджикистан (5,9%). Среди обращений этой тематики наибольшую долю составили обращения о содействии в приобретении гражданства Российской Федерации, которые поступали от граждан, не имеющих действительных документов, удостоверяющих личность; не представивших сведения об их настоящем правовом положении; имеющих неснятую или непогашенную судимость, в том числе отбывающих наказание за совершенные преступления в виде лишения свободы; являющихся членами семей граждан Российской Федерации.
По результатам рассмотрения обращений, проверки их обоснованности оказано содействие 40 гражданам в решении вопросов гражданства по 19 обращениям. Среди них 5 обращений, по которым были приняты решения о приобретении гражданства Российской Федерации (принадлежности к гражданству) с учетом имевшихся решений судов об установлении юридического факта проживания на территории Российской Федерации. По 3 обращениям удалось восстановить права граждан Российской Федерации, чьи паспорта ранее были признаны выданными в нарушение установленного порядка, еще по 3 обращениям гражданство Российской Федерации было приобретено в результате проведения процедур по установлению личности.
В 2018 году в сфере защиты личных и политических прав удалось помочь обеспечить справедливость и законность в отношении 3217 граждан по 94 жалобам. В числе получивших помощь 2006 граждан, сумевших реализовать свое активное избирательное право, 40 граждан, получивших гражданство Российской Федерации, вид на жительство или разрешение на временное проживание, которым органы власти ранее необоснованно давали отказы. Кроме того, во взаимодействии с Минтрансом России оказано содействие в субсидировании авиамаршрутов из города Нарьян-Мара, что позволило защитить права неопределенного круга лиц на свободу передвижения.
Также по итогам проверок Уполномоченным оказано содействие в защите прав участников публичных акций по 4 обращениям.
Среди социально-экономических прав, для защиты которых граждане обращались к омбудсмену, наиболее актуальными являлись трудовые права, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, право на благоприятную окружающую среду и пользование природными ресурсами
Большое количество обращений поступает к омбудсмену по вопросу реализации жилищных прав в том числе малоимущих граждан. В 2018 году к Уполномоченному поступило 5 327 обращений по вопросам реализации и соблюдения прав граждан в сфере жилищного законодательства. В тесном взаимодействии с государственными органами оказана поддержка в реализации жилищных прав 26 153 граждан по 57 жалобам. 
Среди культурных прав наиболее актуальны - право на образование, право на доступ к культурным ценностям.  
В 2018 году зафиксировано общее снижение количества жалоб к Уполномоченному на 7,5%, при котором удалось сохранить показатель результативности деятельности Уполномоченного за 2017 год и добиться положительного результата по каждому десятому обращению. И несмотря на то что положительных решений в защиту прав заявителей по сравнению с 2017 годом принято меньше (с 1038 до 929), в сопоставлении с 2014, 2015 и 2016 годами эффективность работы в данном секторе увеличилась на 50%, 60% и 20% соответственно (с 464, 369 и 738 до 929).
Положительное решение получили многие коллективные обращения: работников предприятий, жильцов аварийных домов, жителей населенных пунктов с неблагоприятной экологической обстановкой, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей.
В сфере реализации и защиты социальных и экономических прав удалось помочь 174 882 гражданам по 371 жалобе.
В их числе значительную долю
составили граждане, которым оказано содействие в защите трудовых прав. Так, восстановлены права 18 729 граждан. Среди них
работники ОАО «Шадринский завод транспортного машиностроения»
(Курганская область), ООО «Дарасунский рудник» (Забайкальский край), АНО «РИА "Севастополь"», ФГУП «Кленово-Чегодаево» (город Москва),  АО «Донречфлот» (Ростовская область), ООО «Геотек—Восточная геофизическая компания» (Иркутская область), ГБУ РД
«Дербентская ЦГБ» (Республика Дагестан), МКОУ «Звериноголовская
СОШ им. дважды Героя Советского Союза Г. П. Кравченко» (Курганская область), ГБУ Московской области «Мособлмедсервис».
В тесном взаимодействии с компетентными государственными органами оказана поддержка в реализации жилищных прав 26 153 граждан по 57 жалобам, в том числе квартиры или социальные выплаты на улучшение жилищных условий получили 389 человек, устранены нарушения, допущенные в отношении 1961 гражданина при расселении из аварийных домов, приняты меры по недопущению незаконного выселения 34 граждан, оказано содействие в защите прав 150 участников жилищно-строительных кооперативов и долевого строительства жилья в Московской и Новосибирской областях.
87537 человек (по 15 жалобам, четыре
из которых — коллективные) смогли улучшить свою экологическую обстановку, воспользоваться прибрежной защитной полосой
рек, избавиться от пагубной перевалки угля,
вредных последствий отходов производства
и потребления.
Оказано содействие в реализации и восстановлении прав 8930 военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, членов их семей, лиц гражданского персонала воинских частей и учреждений лиц призывного возраста (далее военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов) по 32 жалобам. В частности, было возобновлено теплоснабжение жителей военного городка Хомутово (Сахалинская область, 1500 жителей), устранены недостатки в организации водоснабжения и улучшения качества воды в военном городке Комсомольск-на-Амуре-31 (Хабаровский край) (1000 жителей).
В 2018 году в общей сложности по материалам Уполномоченного органами прокуратуры внесено в адрес компетентных должностных лиц 77 требований и 91 представление об устранении нарушений закона. За допущенные нарушения прав, свобод и интересов граждан к административной ответственности привлечены 21 должностное лицо и 25 юридических лиц; одно должностное лицо привлекается к уголовной ответственности; 150 служащих государственного аппарата получили дисциплинарные взыскания.
По результатам рассмотрения обращений Уполномоченным направлено в федеральные органы государственной власти 80 предложений по совершенствованию законодательства. Часть из них воспринята и отражена в принятых федеральных законах. Так, при содействии Уполномоченного в законодательство внесены изменения в части установления дополнительных критериев идентификации должников по исполнительным производствам, закрепления дополнительных гарантий сторон в рамках гражданского и административного судопроизводства при прекращении предварительного судебного заседания и открытии судебного заседания в первой инстанции. Учтены предложения о конкретизации порядка разработки и применения клинических рекомендаций, о недопустимости запрета импорта медицинских препаратов в рамках ответных мер на недружественные действия иностранных государств2.
По инициативе Уполномоченного в 2018 г. принят Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. № 1163 об обеспечении жильем бывших военнослужащих ВС Украины на территории Республики Крым. В рамках реализации данного Указа уже 287 человек, проживающих в Республике Крым и г. Севастополе, получили свидетельства, удостоверяющие право на единовременную денежную выплату в целях жилищного обеспечения.
Принято постановление Правительства Российской Федерации и ратифицирован международный договор, позволившие восстановить права на охрану здоровья и медицинскую помощь российских граждан, проживающих на территории комплекса «Байконур».
Предложения Уполномоченного в целях защиты прав по предоставлению иностранным гражданам возможности повторного участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, реализованы в Указе Президента Российской Федерации от 15 марта 2018 г. № 109, которым предусмотрена такая возможность при условии возмещения понесенных затрат, связанных с получением государственных гарантий и социальной поддержки.


Список литературы для самостоятельного изучения:
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018.pdf

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год http://ombudsmanrf.org/content/doclad2019 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция "Защита Уполномоченным по правам человека в РФ гражданских (личных) прав человека и гражданина"

Лекция - Место, роль и правовое регулирование деятельности УПЧ в РФ в системе государственной защиты прав и свобод человека. Аппарат УПЧ в РФ.