Система прав человека: понятие и сущность.

Классификация прав и свобод

 

1.                Человек, живущий в обществе, должен соблюдать определенные правила поведения, которые предусматривают его права, свободы и, конечно, обязанности. Следуя им, люди получают возможность сообща жить, работать, отдыхать, гармонично строить свои отношения с другими членами общества, избегать конфликтов…именно поэтому знания о правах, свободах и обязанностях человека нужны не только юристам – они необходимы каждому человеку и гражданину.

2.                Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекаю­щие из самой природы человека возможности пользоваться элементар­ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод­ного существования личности в обществе.

Общеизвестно, что права и свободы человека и гражданина в их современном виде утвердились далеко не сразу. Процесс их становления сопровождался многовековой борьбой и большими жертвами. Даже само понятие «права человека» было неприемлемо ни при рабовладении, ни при феодализме, ни в странах Древнего Востока.

Сегодня международные декларации и пакты активно внедряют в национальное законодательство принцип того, что «человек – цель, а не средство». Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (1966); Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах.

Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации - полноправного члена международного сообщества - ориентируется на эти стандарты.

В нашем государстве юридической основой формирования личности человека как полноправного, свободного, исполненного чувством собственного достоинства гражданина, понимающего свою ответственность за судьбы общества и государства, стала Конституция Российской Федерации 1993 г., одним из принципиально важных положений которой стало признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Такое признание принципиально меняет характер связи между личностью и государством. Из государства-самоцели, для блага которого должен был жить и трудиться человек, государство превращается в средство, инструмент обеспечения достойной жизни и благополучия человека. Государство обязано не только признавать, но и всеми возможными способами защищать права и свободы человека, которые согласно статье 18 Основного Закона, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 

3.                Права и свободы человека представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий показателем цивилизованности и демократичности. Именно права человека становятся важнейшим показателем развития государств, ориентирующихся на демократические ценности, скрепляя все системы жизнеобеспечения человеческого сообщества.

Законодательно установленные права, свободы и обязанности человека и гражданина формируют правовой статус или правовое положение личности. Надо иметь ввиду, что в юридической литературе и текстах нормативных правовых актов понятие «право» используется в разных значениях. В одних случаях говорят о праве в объективном смысле, а в других – о праве в субъективном смысле. Так, когда мы говорим: Право мне позволяет, разрешает, гарантирует, оно меня защищает, охраняет мои интересы – имеем ввиду право в объективном смысле; а когда говорим: я имею право…я вправе совершить определенные действия (купить, продать, подарить, предъявить иск и т.д.) – мы говорим о праве в субъективном смысле.

Сложность состоит в том, что два разные понятия обозначаются одним словом – «право», что довольно усложняет восприятие смысла.

Право в объективном смысле – это система общеобязательных правил поведения, формально определенных юридических норм, ус­танавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Термины «позитивное право» и «объективное право» - синонимы, означающие систему норм, исходящих от государства.

Как объективная реальность, позитивное право существует в законах и иных признаваемых государством источниках (формах) права. Эти нормы существуют объективно, т. е. независимо от какого-либо конкретного лица - субъекта права, а также независимо от того, знает или не знает о них это лицо. Именно поэтому данная система норм называется «объективным правом».

Развернуто определение позитивного (объективного) права можно сформулировать так:

право - это всеобщий нормативный регулятор общественных отношений, система формально-определенных, общеобязательных норм, которые установлены или санкционированы государством, выражают его волю, являются официальным критерием правомерного или противоправного поведения.

«Объективное право» юристы обычно называют просто «право», например, «право Англии», «право Германии», имея в виду все действующие юридические нормы данного государства. Если говорят «гражданское право», «уголовное право», то имеют в виду отрасль права данного государства. В случае употребления терминов «патентное право», «вексельное право» имеют в виду институт отрасли права. Нормы, исходящие от государства, юристы называют «правовыми нормами», «нормами права» или «юридическими нормами».

«Субъективное право» — это обеспеченная законом и государством мера юридически возможного пове­дения, принадлежащая определенному субъекту права, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), кото­рые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадле­жат ему и зависят от его воли и сознания. Например, собственник дома вправе им владеть, пользоваться, распоряжаться, т. е. он может в нем жить, сдать внаем часть жилых помещений, продать или обменять его на что-либо и тому подобное.

Что касается соотношения «объективного права» и «субъективного права», то последнее возникает на основе норм «объективного права» и им предусматривается.

Если объективное право — это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле конкретных прав участников общественных отношений.

 

4.                Рассматривая вопрос правового статуса личности, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «граж­данин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной сто­роны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответ­ственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу раз­личных объективных и субъективных причин не обладает качества­ми личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с кон­кретным государством.

Права человека — это охраняемая законом мера возможного по­ведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности поль­зоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.

В со­временный период права человека понимаются как обще социальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Правам человека присущи следующие признаки:

1) они возникают и развиваются на основе природной и социаль­ной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;

3) принадлежат индивиду от рождения;

4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

5) являются непосредственно действующими;

6) признаются высшей социальной ценностью;

7) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

8) представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возмож­ность действовать по своему усмотрению или получать определен­ные блага;

9) их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения чело­века и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личнос­ти и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека, не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений кем-то в реализации своих прав.

 

5.                Права человека — явление многостороннее, очень непросто создать их единую классификацию. Поэтому, как и любое другое сложное понятие, права человека принято делить и классифицировать по различным основаниям, в зависимости от тех или иных факторов. 

Сама система прав человека состоит из множества элементов, взаимодействующих и пересекающихся между собой, иногда конфликтующих внутри системы. Таким образом, отнесение определенного права к какой-то группе либо категории часто носит условный характер. Одно и то же право может одновременно принадлежать нескольким категориям. Права человека—очень динамичная материя, она изменяется и развивается вместе с обществом, поэтому теоретически не может существовать какого-либо исчерпывающего перечня прав и свобод. Ведь необходимость в установлении и признании новых прав или свобод может возникнуть как следствие различных процессов, происходящих в обществе и в государстве. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что подход к пониманию даже существующих, формально закрепленных прав и свобод, много раз менялся за последние 50 лет, значительно расширялось содержание отдельных прав.

Определенный набор естественных прав в той или иной мере существовал и на ранних этапах го­сударственной организации человечества. Так, в социально-политической мысли древности уделялось зна­чительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

Но только в эпоху буржуазных революций идея прав человека была воспринята обществом и впервые закреплена в таких документах как Декларация независимости США (1776), Декларация прав человека и гражданина Франции (1789) и др.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод права человека и гражданина разделяют на три поколения, концепция которых была представлена в 1977 году чешским юристом Карелом Васаком, директором Отдела прав человека и мира ЮНЕСКО.

Взяв в основу девиз Великой французской революции – «Свобода, Равенство, Братство» К. Васак разбил права человека на три поколения:

 

первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т.е. выражающих независи­мость личности в определенных действиях от власти государства, обо­значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовы­ражения индивида (право на жизнь, сво­боду и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX века под влиянием борьбы народов за улучшение своего соци­ально-экономического положения, за повышение культурного стату­са, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными, так как их реализация, в отличие от реа­лизации прав первого поколения, требует целенаправлен­ных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешатель­ства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

третье поколение охватывает права коллективные или солидар­ные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле­жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (право на мир, благоприятную окружаю­щую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономи­ческое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридичес­ки обязательных норм.

Модель К. Васака, разумеется, является упрощенным выражением чрезвычайно сложного пути исторического развития международного права прав человека, и никоим образом не подразумевает линейную эволюцию, когда каждое последующее поколение заменяет и упраздняет предыдущее. Эта модель также не означает, что права человека какого-либо поколения важнее других или что их реализация может осуществляться раздельно. Три поколения (и соответствующие категории прав человека) должны всегда рассматриваться как взаимосвязанные, взаимозависимые и дополняющие друг друга.

Развитие генерационного подхода к правам человека происходит от провозглашения общих базовых прав и свобод к конкретным правам, обеспечивающим реализацию и защиту основных прав и свобод человека, что, в свою очередь, позволяет функционировать механизму гарантий такой защиты. Ученые-правоведы полагают, что в связи с развитием науки и техники, наличием экологических проблем, необходимостью обеспечения эффективных средств правовой защиты прав и свобод личности необходима разработка новых направлений исследований прав человека.

Так, в 1990-х гг. начало формироваться четвертое поколение прав человека. Некоторые авторы причисляют к нему информационные права, под ко­торыми понимается право свободно искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию об окружающей среде, о пра­вовых явлениях и процессах и др. К четвертому поколению прав неред­ко относят права человечества (на мир, ядерную безопасность, мирное изучение космоса, экологические и прочее).

Российский ученый, педагог и общественный деятель, доктор юридических наук, профессор, исследователь проблем конституционного права и международного права И.А. Умнова, к примеру, считает, что при анализе концепции прав четвертого поколения необходимо рассматривать их содержание во взаимосвязи с содержанием прав и свобод предыдущих поколений, поскольку появление прав нового поколения - это "реакция на угрозы и вызовы человечеству", а их сущность "фактически основана на концепции выживания человека" (Умнова (Конюхова) И.А. Конституционное право и международное публичное право: теория и практика взаимодействия: Монография. М.: РГУП, 2016.).

В зависимости от содержания различают следующие права:

- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине­ние, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

- экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок­ружающую среду и др.);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогрес­са; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству выделяют следующие права:

- права российских граждан;

- права иностранных граждан;

- права лиц с двойным гражданством;

- права лиц без гражданства.

Основные права и свободы гражданина – прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст.17, п.2 Конституции РФ). Принципиальным является также положение о том, что осуществление основных прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, что имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека.

Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это бы привело к эгоистическому своеволию, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов. В том случае, когда права и свободы человека нарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц, государство предоставляет возможность защищать эти права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в т.ч. государственными.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации, в которую входят 47 статей.

 

6.                В настоящее время признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина рассматриваются в аспекте обязанности правового государства, которая реализуется системой государственных органов и организаций, имеющих различную правовую природу, уровень и социальное предназначение.

Особую роль в государственном механизме защиты прав и свобод человека выполняет институт уполномоченных по правам человека, который включает в себя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Этот институт в нашей стране был создан тогда, когда Россия, провозгласив курс на демократизацию, пошла по пути образования независимых внесудебных правозащитных институтов на федеральном и региональном уровнях.

Становление правовых институтов, традиционных для зарубежных государств, в России всегда сопровождается появлением новых особенностей, отражающих традиции и условия возникновения этого института. Конституционно-правовой институт Уполномоченного по правам человека является новым для России: он не имеет аналогов в тысячелетней истории нашей страны, хотя в мировой истории он уже известен давно. Учреждение этого государственного правозащитного органа знаменует важный этап, на котором защита прав человека формулируется как задача Российского государства.

В России должность федерального Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) предусмотрена в ст. 103 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой Российской Федерации. С исторической точки зрения Уполномоченный действовал и до принятия Конституции Российской Федерации, но тогда он назначался указом Президента Российской Федерации и одновременно совмещал должность председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Таким образом, фактической точкой отсчета функционирования данного института в России является принятие 26 февраля 1997 г. Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

 

7.                В классическом виде институт омбудсмена в Европе и в мире был создан в 1809 г. в Швеции. По примеру скандинавских стран институт омбудсмена (общей компетенции или специализированный) стал создаваться во многих других государствах Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки. Традиционно классический институт омбудсмена рассматривается как парламентский, хотя в Великобритании, Франции, Израиле, Северной Ирландии и др., а также в провинциях и штатах отдельных стран (например, США) он назначается руководителями органов исполнительной власти. Несмотря на то что шведский омбудсмен является родоначальником данного института, наибольшее признание в мире получила датская модель омбудсмена, так как многие государства проявили интерес к институту омбудсмена только после того, как он начал функционировать в Дании (1954 г.).

Омбудсмен Дании соответствует классической, т.е. парламентской модели омбудсмена. Его независимость обеспечивается законом, процедурой выборов, самостоятельным бюджетом, наличием собственного бюро. Сфера компетенции определена однозначно - защита индивидуальных прав человека в отношениях с публичной администрацией. Несмотря на то что решения или другие формы представления мнения датского омбудсмена носят рекомендательный характер (императивные элементы присутствуют в полномочиях и подкрепляются Конституцией, законом о правосудии и директивами об омбудсмене), его деятельность компенсирует недостатки внутреннего административного контроля, дополняя парламентский и судебный контроль, позволяет доступными средствами защитить граждан от противоправных действий или иных ошибок исполнительной власти.

Государственный институт омбудсмена действует во многих зарубежных государствах и относится по действующей международной классификации к национальной системе учреждений по поощрению и защите прав и свобод человека и гражданина. Он имеет различные названия: уполномоченный по правам человека (Россия, Казахстан, Узбекистан, Украина), омбудсмен или омбудсмен юстиции (Скандинавские страны), адвокат народа (Румыния), защитник прав человека (Армения), народный защитник (Испания, Колумбия, Грузия), народный правозащитник (Хорватия), посредник, медиатор (Франция), уполномоченный по жалобам (Израиль), уполномоченный по правам граждан (Польша), проведор (поручитель) юстиции (Португалия), акыйкатчы (омбудсмен) (Киргизия) и т.д. Но основная задача их одинакова - оказывать помощь конкретным людям в восстановлении прав, оберегать права и свободы граждан от незаконного вмешательства и ограничений.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция "Защита Уполномоченным по правам человека в РФ гражданских (личных) прав человека и гражданина"

Лекция - Место, роль и правовое регулирование деятельности УПЧ в РФ в системе государственной защиты прав и свобод человека. Аппарат УПЧ в РФ.