Лекция "Защита Уполномоченным по правам человека в РФ гражданских (личных) прав человека и гражданина"

 

Защита Уполномоченным по правам человека в РФ

гражданских (личных) прав человека и гражданина

 

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

Есть различные классификации прав и свобод человека и гражданина, наиболее разработанной и традиционной является классификация по сферам проявления этих прав и свобод. Именно эта классификация нормативно оформлена в многочисленных международных правовых актах, таких как Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы (Россия вступила в Совет Европы в 1996 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г.) и др.

По указанному критерию права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

1. гражданские (личные) права и свободы;

2. политические права и свободы;

3. экономические, социальные и культурные права и свободы.

 

Для удовлетворения своих потребностей каждый человек наделен рядом прав. Неотъемлемые права человека, принадлежащие ему изначально, с течением времени и развитием законодательства стали гражданскими.

Гражданские (личные) права и свободы — это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, обеспечивают конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения и т. п.) от непомерного и неправомерного вмешательства государства и других лиц.

То есть, под гражданскими правами понимается совокупность неотчуждаемых прав и свобод гражданина, наличие которых, наряду с обязанностями, формирует правоспособность человека

Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства РФ, принадлежат человеку от рождения;

К личным правам и свободам человека и гражданина Конституция РФ относит:

— право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека», ст. 59 Уголовного кодекса РФ и др.);

— достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др.);

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 2 Конституции РФ, ст. 37, гл. 17 УК РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные законы от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и др.);

— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, 24 Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, ст. 137, 138 УК РФ, УПК РФ, Федеральные законы от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 150–152, 1123 Гражданского кодекса РФ; ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.);

— неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 139 УК РФ, ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.);

— право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка (право на национальную и культурную самоидентификацию) — ст. 26 Конституции РФ, ФЗ №53 от 01.06.2005 «О государственной языке РФ», Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ЗФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ и др.;

— свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 27 Конституции РФ, Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и др.);

— свобода совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 148 УК РФ, Федеральный закон от 25.07.2002 «Об альтернативной гражданской службе»;

— свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ, Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и др.);

— право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии (ст. 46–54 Конституции РФ, Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», процессуальное законодательство РФ).

В рейтинге обращений, поступающих в адрес Уполномоченного, вопросы защиты гражданских (личных) прав, занимают первое место по количеству. Это очень тревожная тенденция.

Чрезмерная суровость уголовно- процессуальных процедур и наказаний, как и слишком высокий уровень либерализации уголовно- процессуальной деятельности, не отвечающей запросу общества, опасны для устойчивого развития цивилизационного пространства, являются детонаторами социальных катаклизмов, приводят к потере веры в справедливость, снижают уровень доверия к власти. История нашего государства подтверждала это неоднократно.

«Обеспечение доступа к правосудию для всех» является одной из целей развития в ХХI веке, закрепленной в международном акте «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятом ООН в 2015 году, и продвигаемой с помощью инструментариев наднациональных органов по защите прав человека, интеграционных процессов и обменов лучшими практиками. В большинстве государств — членов ООН и Совета Европы данная тема является наиболее острой.

Ежегодно в уголовно- процессуальную сферу вовлекаются сотни тысяч граждан. Их точное число определить крайне сложно. Помимо тех, кто получил правовой статус участника уголовного процесса (свидетель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший и т.д.), существует широкий круг лиц, с которыми у участников уголовного процесса имеются социальные связи (родные и близкие, сослуживцы и соседи, просто знакомые), поэтому системные проблемы в сфере уголовного процесса касаются прав и законных интересов большой группы населения и влияют на настроения в обществе в целом.

Наряду с данными официально учтенной преступности, необходимо принимать во внимание ее латентную составляющую, то есть преступность, о которой не становится известно по причине того, что пострадавшие не обращаются с заявлением о совершении в отношении них преступления.

Реальная преступность существенно выше той, которая учтена в официальной статистике.

Следует признать, что за последние годы государственная политика в уголовно-процессуальной сфере шаг за шагом становится более гуманной, прагматичной и отвечающей потребностям времени. И тем не менее, судя по результатам мониторинга, опросов общественного мнения, которые, к сожалению, применительно к этой сфере правозащитной деятельности проводятся крайне редко или не обнародуются, анализа жалоб, поступающих в адрес Уполномоченного, следует сделать вывод, что именно уголовно- процессуальная деятельность является главным мерилом равенства и справедливости в обществе и имеет не только правовой, но и глубоко философский смысл, поскольку выстраивает отношения уровня «человек — общество», «гражданин — государство» в одной из самых чувствительных областей жизни.

О наличии системных проблем в уголовном процессе можно судить по динамике и тематике жалоб, рассматриваемых надзорными и судебными органами Российской Федерации, ЕСПЧ, а также обращений, поступающих к Уполномоченному.

В 2020 году к Уполномоченному поступило 11 469 обращений по вопросам защиты прав человека в уголовном процессе. Это примерно на уровне прошлых лет (в 2019 году — 12 168, в 2018 году — 11 191), в том числе: 8264 — в защиту прав подозреваемых, обвиняемых и подсудимых; 3205 — в защиту прав потерпевших; 709 — в защиту прав иных участников уголовного процесса, включая адвокатов, свидетелей, экспертов и др.

Характер поступающих обращений свидетельствует о существующих тенденциях в вопросах соблюдения прав участников уголовного судопроизводства.

Тематика обращений поступающих к Уполномоченному в основном связана с нарушениями при рассмотрении уголовных дел в судах, жалобами на нарушение прав граждан в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного следствия, не обоснованностью отказов в возбуждении уголовных дел, законности привлечения к уголовной ответственности, длительности сроков расследования преступлений, избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу, воспрепятствования праву на защиту, применения недозволенных методов воздействия.

Самую большую группу обращений составляют жалобы по вопросам объективности, полноты и сроков расследования. Такие обращения в равной степени поступали как от подозреваемых, обвиняемых, так и от потерпевших.

Необъективность и неполнота расследования, выражающиеся в неустановлении всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, во многих случаях обусловливают вынесение необоснованных и незаконных процессуальных решений, которые становятся препятствием в доступе к правосудию и влекут несоблюдение требований закона о разумности срока уголовного судопроизводства.

Одним из ярких примеров этому является уголовное преследование М., которое длится на протяжении более 14 лет. При этом за вменяемое ей преступление приговором Кузьминского районного суда г. Москвы от 4 сентября 2008 г. она была осуждена к 5,5 года лишения свободы, 3,5 из которых М. отбыла реально в изоляции от общества.

Указанный приговор был отменен постановлением Президиума Московского городского суда от 4 декабря 2009 г. Для устранения препятствий рассмотрения уголовного дела в суде предварительное следствие было возобновлено, после чего велось более 10 лет, и в конечном итоге уголовное дело было направлено в суд для рассмотрения по существу. Спустя столь длительное время с момента возбуждения уголовного дела, в нарушение всех разумных сроков уголовного судопроизводства, приговором Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2020 г. М. осуждена к 5 годам лишения свободы. В настоящее время приговор обжалован, М. добивается своей полной реабилитации.

Свыше 6 лет тянется расследование уголовного дела, возбужденного в 2014 г. в отношении Л. — экс- президента одной из корпораций, производство по которому неоднократно приостанавливалось и возобновлялось. В марте 2020 г. Следственный комитет России предъявил Л. новое обвинение в злоупотреблениях на несколько млрд руб. Л. — единственный фигурант дела. Следствие продолжается, обвиняемый находится под подпиской о невыезде (№ Л-507 от 25.06.2020).

Поступают жалобы на необоснованные и незаконные процессуальные решения. В основном по фактам отказов в возбуждении уголовного дела.

Так, СЧ СУ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве неоднократно принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Г. по поводу мошенничества с его квартирой. Анализ жалобы показал, что они принимались без достаточных на то оснований. Прокуратурой Москвы по просьбе Уполномоченного проведена проверка. Незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором отменено, материал направлен в следственный орган для дополнительной проверки и решения вопроса об уголовном преследовании по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. По итогам дополнительной проверки возбуждено уголовное дело (№ П-645 от 03.06.2020).

Большое количество обращений связаны с вопросами обоснованности и справедливости приговоров. Данная группа обращений включает в себя как жалобы осужденных, оспаривающих обоснованность состоявшихся судебных решений и справедливость назначенного наказания, так и жалобы потерпевших, не согласных с мягкостью приговоров и квалификацией действий виновного.

Как показывает анализ результатов работы с жалобами участников уголовного процесса, причиной их обращений в апелляционные и кассационные инстанции является отсутствие в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства.

Актуальной является проблема защиты чести и достоинства личности в уголовном процессе. Понуждение к даче показаний, грубое, иногда в присутствии детей, задержание подозреваемых, порой некорректное проведение обысков — все эти действия существенно нарушают права граждан.

Анализ поступающих к Уполномоченному жалоб также позволяет сделать вывод о том, что при проведении доследственных проверок, следственных действий и осуществлении мер процессуального принуждения сотрудники правоохранительных органов не всегда действуют корректно.

Из жалобы в защиту прав У. следовало, что он обвиняется в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Со слов обвиняемого, обыск в его доме сотрудниками следственного органа ранним утром в присутствии его четверых малолетних детей и супруги- инвалида был воспринят им как акт психологического воздействия на него и членов его семьи (№ У-163 от 01.09.2020). Для проверки доводов заявителя Уполномоченным направлено обращение в органы прокуратуры. Мониторинг соблюдения прав У. в ходе расследования уголовного дела по его обвинению продолжается.

Причины данных нарушений в несоблюдении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих правоохранительных органов Российской Федерации.

Одной из важнейших личных свобод человека и гражданина, гарантированных и охраняемых Конституцией Российской Федерации, является свобода совести и вероисповедания. Значение этой ценности подтверждается многовековыми устоями религиозных и морально- нравственных ценностей, многоконфессиональностью российского народа.

Поправки к Конституции Российской Федерации, принятые в 2020 году, подчеркнули необходимость сохранения памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства (часть 2 статьи 671 Конституции Российской Федерации).

В последние два года серьезным испытанием для верующих стала пандемия коронавируса, которая привела к вынужденным необходимым ограничениям при реализации свободы вероисповедания. Реализация права на совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, на которых присутствует значительное количество людей, вступила в противоречие с обеспечением права на здоровье и даже права на жизнь.

Благодаря конструктивной позиции духовенства и эффективным профилактическим мерам удалось найти баланс и в значительной степени обеспечить права верующих, не допустив при этом массового распространения заболевания среди них.

Выверенная государственная политика в сфере обеспечения прав верующих, несмотря на имеющиеся объективные противоречия в связи с ограничительными мерами, позволила не допустить обострения социальной напряженности в данном секторе общественных отношений.

Вместе с тем баланс интересов и прав различных субъектов на свободу слова и вероисповедания не всегда удается обеспечить. И действительность подтверждает данный вывод.

16 октября 2020 г. во Франции в пригороде Парижа Конфлан- Сент- Онорин случилась трагедия. Был убит учитель средней школы Самуэль Пати. Мотивом для данного преступления послужили религиозные разногласия с учащимся.

Подобные трагедии еще раз разворачивают наше сознание к теме бережного отношения к чувству верующих. Факты оскорбления чувств верующих должны пресекаться и расследоваться, а виновные привлекаться к ответственности.

Так, в январе 2021 г. в Орловской области суд признал 31-летнего жителя Верховского района виновным по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих) и приговорил его к штрафу в 75 тыс. рублей за размещение «ВКонтакте» комментария, «содержание которого выражает явное неуважение к обществу и направлено на оскорбление религиозных чувств верующих» (речь шла о Деве Марии).

В 2020 году к федеральному Уполномоченному поступило 508 обращений по вопросам свободы совести и вероисповедания, в том числе 12 коллективных. Это в три с половиной раза меньше показателей 2019 года (1889) и в пять с половиной раз меньше, чем в 2018 году (2766).

Сокращение произошло в основном за счет обращений по вопросам сбора и обработки персональных данных (в два раза), процедуры электронной идентификации и аутентификации личности (более чем в 10 раз), использования документов, противоречащих религиозным убеждениям (в 3,5 раза). Уменьшение количества обращений от граждан по данным вопросам может свидетельствовать об определенных успехах государства и гражданского общества в просветительской работе.

Коллективные обращения поступали по поводу сложностей в распространении религиозных убеждений, установления ограничений права на свободу совести и вероисповедания, передачи недвижимого религиозного имущества.

Наибольшее количество обращений из года в год, несмотря на их существенное сокращение, поступает по вопросу оказания содействия в реализации прав в связи с отказом от дачи согласия на сбор и обработку персональных данных. Заявители сообщали о нежелании предоставлять персональные данные в информационные системы обработки данных и предлагали создавать альтернативные системы учета и способов идентификации для предоставления услуг и оформления документов.

Так, например, Инвалид I группы З. обратился за содействием в получении им пенсионного обеспечения, которое ему не предоставляется в связи с отсутствием паспорта. При этом З., руководствуясь религиозными убеждениями, отказывается давать в соответствующие органы свои персональные данные, без которых оформление ему паспорта не представляется возможным.

В целях помочь З. Уполномоченный обратилась в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с просьбой оформить заявителю документы для пенсионного обеспечения и получила ответ от заместителя управляющего данного отделения (№ 3-7872-1401/9207-20/1 03.09.2020).

 В нем сообщалось, что управлением ПФР в г. Ялта З. неоднократно извещался о необходимости предоставления паспорта и последствиях в случаях отказа от этого. К нему также выезжали сотрудники территориального управления ОПФР по Республике Крым и проводили разъяснительные беседы, то тщетно. З. так и не оформил паспорт гражданина Российской Федерации. К сожалению, в такой ситуации Пенсионный фонд России не имеет возможности идентифицировать правовой статус З., поэтому выплата пенсии ему на данный момент приостановлена (№ З-264 от 04.06.2020).

Вторая группа по количеству обращений в данной сфере касается оказания содействия в реализации прав в связи с отказом от получения и использования документов, противоречащих религиозным убеждениям. Заявители высказывались против внедрения «электронного паспорта», получения страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) и индивидуального номера налогоплательщика (ИНН).

Граждане в обращениях высказывали опасения относительно расширения практики индивидуального (персонифицированного) учета, выступали за закрепление в законодательстве Российской Федерации права на отказ от цифровых средств идентификации личности. Между тем законом предусмотрен заявительный порядок присвоения страхового номера индивидуального лицевого счета. Если гражданин не получил такой номер и ему не открыт лицевой счет, он не может получать пенсию, социальные выплаты, кредит в банке, образовательные услуги и пр.

Гражданка В., согласно своим религиозным убеждениям, отказывается получать страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Без СНИЛС, когда она попыталась поступить в ординатуру в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет», ей отказали в приеме документов. Действия приемной комиссии В. расценила как нарушение ее права на образование и подала жалобу Уполномоченному. В свою очередь, омбудсмен обратилась в Минздрав России, из которого сообщили, что наличие СНИЛС обязательно для всех поступающих в университет лиц: граждан России, иностранцев и апатридов, являющихся соотечественниками, проживающими за рубежом, и для иностранных граждан. СНИЛС необходим для учета абитуриентов в Единой информационной системе поступления в ординатуру в целях четкой идентификации лиц с одинаковыми персональными данными, а также соблюдения правила подачи заявления о приеме одновременно не более чем в 3 организации (№ В-647 от 14.08.2020).

Есть обращения связанные с просьбами об оказании содействия в реализации прав в связи с отказом от процедуры идентификации и аутентификации. Граждане выражали опасения по поводу внедрения современных технологий, позволяющих, по их мнению, контролировать частную жизнь личности, выражали мнение об исходящих от этого угрозах.

Поступила жалоба З. по поводу удаленной идентификации и аутентификации граждан с помощью биометрических данных, что установлено Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По мнению заявителя, речь фактически идет о постепенном распространении действия системы биометрической регистрации на все сферы человеческой жизнедеятельности. Куда бы ни обратился человек, везде он должен предъявить свои биометрические данные. З. считает, что внедрение данной системы является прямой попыткой ограничить правосубъектность человека в зависимости от наличия или отсутствия его биометрических параметров в базах данных (№ З-21 от 22.01.2020). Уполномоченный разъясняет заявителям, что идентификация и аутентификация гражданина Российской Федерации проводится только при его личном присутствии и с его согласия и призвана формировать условия доступности и максимальных удобств для граждан Российской Федерации в сфере реализации конституционных прав.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция - Место, роль и правовое регулирование деятельности УПЧ в РФ в системе государственной защиты прав и свобод человека. Аппарат УПЧ в РФ.