Лекция: Международные и региональные механизмы реализации и защиты прав человека

Лекция 
Международные и региональные механизмы
реализации и защиты прав человека

На сегодняшний день реализация и защита прав человека являются одними из главных критериев оценки легитимности режима и уровня цивилизованности государств. 
Речь идет, прежде всего, о интеркультурных и интерконтинентальных правах человека, которые признаются за ним независимо от того, к какой бы культуре и географическому региону не принадлежал человек. В теории прав человека эти права подразделяются по предмету на гражданские, политические, социальные, экономические и культурные.
Обращаясь к истории, отмечу, что во второй половине ХХ века права человека оказались важным фактором развития человеческой цивилизации. В международном праве сформировалась отдельная отрасль права о правах человека, появились труды по философии, психологии прав человека. В международных отношениях статус борца за права человека стал значить больше, чем статус обладателя оружия массового поражения. В юридической науке гарантии неотъемлемых прав привели к структурным изменениям во многих отраслях национального права. 
Так, в уголовном, уголовно-процессуальном праве Российской Федерации –  был восстановлен институт присяжных заседателей; усилена роль защитника; возвышен статус судьи и так далее. В гражданском праве – утверждена и признана неприкосновенность частной собственности, признано юридическое равенство экономических субъектов и т.д. 
Первое юридическое оформление нормы о правах человека получили на межгосударственном уровне. Причиной тому стал постепенный кризис Вестфальской системы суверенных государств. Догматический принцип абсолютного невмешательства во внутренние дела другого государства привел к крупным мировым катаклизмам в виде войн. Оказалось, что единственным способом избежать самоуничтожения является создание системы общепризнанных правил и норм поведения, субъектами которых станет мельчайший общественный элемент – человек.  
Впервые права абстрактного индивида были закреплены во Всеобщей Декларации прав человека - документе, рекомендованном для всех стран — членов ООН, принятом на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Формирование международных механизмов защиты прав человека неразрывно связывают с Всеобщей декларацией прав человека, политический авторитет которой был настолько высок, что ее положения вошли в конституции многих государств мира, оказали существенное влияние на последующее развитие международных отношений и международной политики, формирование международной системы защиты прав человека. Декларация состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами. 
В первом документе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ – в настоящее время ОБСЕ) - Хельсинкском Заключительном акте от 1 августа 1975 года, закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался баланс равного взаимодействия международно правового и национального регулирования прав человека. Государства должны «поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.... Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами. Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их».
Далее, в документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (принят 29 июня 1990 г. 35 государствами-участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) уже утверждалась главенствующая роль международных стандартов в области прав человека. Согласно Документу любое государство имеет право «свободно выбирать и развивать в соответствии с международными стандартами в области прав человека свои политические, социальные, экономические и культурные системы... и должны обеспечивать, чтобы их законы, административные правила и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву». Кроме того, отдельным лицам или группам, действующим от их имени, было предоставлено право «поддерживать связь с международными органами, наделёнными компетенцией получать и рассматривать информацию, касающуюся утверждений о нарушении прав человека».
Наконец, в Документе Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 года было прямо подчёркнуто, что «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии, верховенства закона носят международный характер... и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства». 
Таким образом, институт международной защиты прав человека был легализован. Функции международной внутригосударственной защиты прав человека разграничивались следующим образом: на международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека и действуют контрольные органы за их соблюдением, на национальном уровне государства приводят своё законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. 
Международные контрольные органы стали обязательным структурным элементом универсальных конвенций по правам человека, начиная с принятия Международной конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года. 
Современное международное право стало твердо стоять на концепции прав человека, одно из которых – право на правопорядок, в котором права и свободы человека могут быть полностью реализованы. 
Современная международная система защиты прав и свобод человека является многоуровневой и включает: международный (универсальный), региональный и национальный уровни. Сегодня мы поговорим о первых двух.
В целом, международная защита прав человека представляет собой совокупность международно-правовых норм, гарантирующих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по предоставлению на практике прав и свобод; а также международные механизмы для контроля за ходом выполнения государствами взятых на себя международных обязательств и непосредственно защитой нарушенных прав отдельного человека. 
Основные механизмы, используемые международными органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека, по методам и источникам сбора информации можно разделить на следующие категории:
рассмотрение докладов государств в международной организации или ином органе о выполнении ими своих обязательств в области прав человека;
рассмотрение жалоб-заявлений государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств;
рассмотрение индивидуальных жалоб, заявлений отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушение их прав тем или иным государством;
изучение ситуаций, связанных с предполагаемыми нарушениями прав человека и охраной частной жизни.
Международные контрольные механизмы, как правило, представляют собой коллективные органы, которые принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Создание и функционирование международных контрольных органов в области прав человека и охраны частной жизни - объективная реальность конца XX века, следствие того, что права человека вышли из пределов исключительной внутренней компетенции государств, превратились не только в общесоциальную составляющую, но и в элемент общих международных отношений. 
Создаваемые на базе конвенций международные контрольные органы наделялись правом требовать от государств периодического предоставления докладов о соответствии их законодательства положениям конвенции, а некоторые из них уполномочивались рассматривать жалобы государства на государство относительно нарушения прав человека, предусмотренных соответствующей конвенцией, и индивидуальных жалоб граждан на государство с правом вынесения рекомендаций по устранению нарушений.
Региональные конвенции пошли гораздо дальше, предусмотрев учреждение Суда по правам человека, имеющего право рассматривать жалобы государства на государство и индивидуальные жалобы относительно нарушений положений конвенции, причём решение суда является обязательным для государства.
Итак, функционирование механизма международной защиты прав человека направлено на создание дополнительных гарантий их соблюдения государствами.
Что касается российского законодательства, то норма о приоритете общепризнанных норм международного права по правам человека появилась в нем только незадолго до принятия Конституции 1993 года – сначала в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, затем в статье 32 Конституции Российской Федерации - России 1978 года (в редакции от 21 апреля 1992 года). В обоих случаях это были нормы, идентичные по содержанию, они гласили: «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации».
Вместе с тем, указанная прежняя конституционная норма не воспринята новой Конституцией РФ, которая в части 1 статьи 17 закрепила: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». 
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого российского гражданина «обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
Среди универсальных международных организаций, занимающих центральное место в механизме реализации и защиты прав человека на международном уровне, особое место занимает Организация объединённых наций (ООН) и её органы
ООН, приняв необходимые международно-правовые акты, создала систему защиты прав человека, состоящую из главных органов и специализированных учреждений, обладающих компетенцией в области прав человека. Основными органами по защите прав человека являются Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный совет, уставные и договорные органы, т.е. различные комитеты, созданные в соответствии с пактами и конвенциями. Компетенция Генеральной Ассамблеи является почти неограниченной, поскольку статья 10 Устава ООН уполномочивает ее «обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава» и давать государствам-членам «рекомендации» по таким вопросам. 
Важную роль в системе органов ООН играет институт Верховного комиссара по правам человека (ВКПЧ). Будучи главным органом ООН в области поощрения и защиты прав человека, ВКПЧ возглавляет международную деятельность по обеспечению прав человека, разоблачает случаи нарушения прав человека по всему миру, реагирует на современные проблемы в области реализации прав человека, координирует проведение научных исследований в сфере прав человека, а также мероприятий образовательного, просветительского и информационного характера по этой тематике в рамках всей системы ООН.
Поскольку основная ответственность за обеспечение и защиту прав человека возлагается на правительства стран, ВКПЧ оказывает им техническое содействие в проведении обучения по таким направлениям, как отправление правосудия, реформирование законодательства и организация электорального процесса с целью практического внедрения международных норм и стандартов в области прав человека, оказывает содействие также и другим органам и организациям, занимающимся вопросами защиты прав человека, в выполнении своих обязанностей и полномочий, предоставляет помощь отдельным лицам в реализации их прав.
Важными механизмами деятельности ООН также являются:
уставные органы:
Совет по правам человека (бывшая Комиссия по правам человека) - межправительственный орган системы ООН, в состав которого входят 47 государств, ответственных за поощрение и защиту всех прав человека по всему миру. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют его внимания в течение всего года. Заседания Совета по правам человека проходят в Офисе ООН в Женеве.
Члены ООН избираются первоначально на 3 года и не могут исполнять свои полномочия дольше двух следующих друг за другом сроков. Совет по правам человека уполномочен пресекать нарушения прав человека, ликвидировать неравенство и дискриминацию, защищать наиболее уязвимых и разоблачать правонарушителей.
Универсальный периодический обзор - представляет собой уникальный механизм обзора информации по правам человека во всех государствах-членах ООН. УПО входит в структуру Совета по правам человека и предоставляет возможность каждой стране информировать о предпринятых ею мерах с целью улучшения положения в области прав человека, а также выполнять свои обязательства в данной сфере. УПО стремится гарантировать равный подход ко всем государствам во время анализа ситуации в области прав человека, что является одной из главных характеристик Совета. Данный механизм призван достичь конечную цель, заключающуюся в улучшении положения в области прав человека во всех странах и борьбе с правонарушениями в любой точке планеты. В настоящее время не существует ни одного подобного универсального механизма.
Специальные процедуры Совета по правам человека - это общее название, данное механизмам, созданным Комиссией по правам человека и принятым Советом по правам человека для рассмотрения либо конкретных ситуаций в стране, либо тематических вопросов в различных частях мира. 
Специальные процедуры представляют собой либо отдельное лицо (специальный докладчик, специальный представитель или независимый эксперт) или рабочую группу. Обладатели мандатов Специальных процедур – видные, независимые эксперты, работающие на добровольной основе и назначаемые Советом. Система Специальных процедур является центральным элементом механизма ООН по правам человека и охватывает все права человека: гражданские, культурные, экономические, политические и социальные. 
Мандат Специальных процедур предполагает изучение, наблюдение, консультирование и информирование общества о ситуации в области прав человека в отдельных странах или на отдельных территориях (страновые мандаты) либо о массовых нарушениях прав человека во всем мире (тематические мандаты). Обладатели мандата предоставляют Совету по правам человека отчеты о результатах своей деятельности и рекомендации. Иногда они представляют собой единственный механизм, который оповещает международное сообщество об имеющихся проблемах в области прав человека, поскольку они могут рассматривать ситуации в любых частях мира вне зависимости от того, ратифицировало ли государство тот или иной документ в области прав человека.
Процедура рассмотрения жалоб в Совете по правам человека. 
18 июня 2007 г. Совет по правам человека принял документ под названием «Совет ООН по правам человека: Институциональное строительство» (резолюция 5/1), в соответствии с которым была установлена новая процедура рассмотрения жалоб для того, чтобы реагировать на систематические и достоверно подтвержденные случаи грубого нарушения прав человека и основных свобод в любой точке мира и при любых обстоятельствах. Процедура рассмотрения жалоб затрагивает сообщения, представляемые отдельными лицами, группами лиц или неправительственными организациями, которые утверждают, что стали жертвами нарушений прав человека или владеют надежной информацией о таких нарушениях. 
Как и предыдущая процедура, она носит конфиденциальный характер и имеет своей целью продвигать сотрудничество с соответствующим государством. Процедура жалоб была усовершенствована так, чтобы обеспечить беспристрастность, объективность, эффективность и своевременность процесса, а также его ориентированность на интересы жертв. 
Договорные органы ООН, контролирующие выполнение основных международных договоров в области прав человека:
   Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД)
    Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП)
    Комитет по правам человека (КПЧ)
    Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
    Комитет против пыток (КПП)
    Комитет по правам ребенка (КПР)
    Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов (КТМ)
    Подкомитет по предупреждению пыток (ППП)
    Комитет по правам инвалидов (КПИ)
    Комитет по насильственным исчезновениям (КНИ)
 Существует 9 основных международных договоров в области прав человека, наиболее поздний из которых - по насильственному исчезновению - вступил в силу 23 декабря 2010 г. С момента принятия Всеобщей Декларации прав человека в 1948 году все государства-члены ООН ратифицировали как минимум один договор в области прав человека, а 80 процентов государств – четыре и более.
В настоящее время существует 10 договорных органов ООН, представляющих собой комитеты независимых экспертов. Девять из них наблюдают за выполнением государствами-участниками договоров ООН в области прав человека, в то время как десятый - Подкомитет по предупреждению пыток, учрежденный в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток, - проверяет места заключения в государствах-участниках Факультативного протокола.
Органы учреждены в соответствии с положениями договора, наблюдение за выполнением которого они ведут. ВКПЧ содействует договорным органам в согласовании их методов работы с установленными требованиями.
Существуют и другие структуры и учреждения ООН, занимающиеся поощрением​ и защитой прав человека.
Остановимся на деятельности Комитета ООН по правам человека.
Комитет по правам человека является органом контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта.
Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырёхлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью- Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.
Комитет по правам человека представляет собой механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают от государств и отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нём государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. 
Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством- участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства-участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. 
Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. 
Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и даёт возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.
Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения... государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».
Однако по итогам рассмотрения Комитетом таких сообщений он принимает «соображения», сообщаемые за тем соответствующему государству-участнику и лицу, то есть решения Комитета по правам человека не имеют силы судебных решений, обязательных для исполнения государствами участниками. Максимум, на что может рассчитывать жертва нарушения прав человека - это политическое воздействие на то или иное государство. 
За время деятельности ООН сложились определённые правила приемлемости сообщений, петиций, жалоб. Не вдаваясь в подробности и специфику, имеющую место при обращении в те или иные структуры, отметим специфические требования и ограничения:
• Жалоба заявителя должна соответствовать сфере применения одного из договоров, разрешающих подачу индивидуальных жалоб.
• Государство, о котором идет речь, должно быть участником договора и ратифицировать соответствующий факультативный протокол или признавать, что данный договорный орган компетентен принимать жалобы.
• При подаче жалобы на предполагаемое нарушение прав человека в договорный орган по правам человека должен быть соблюден ряд требований, включая согласие жертвы или ее разрешение. Если одно из этих требований не соблюдено или отсутствует, жалоба не может быть рассмотрена.
• В рамках Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации жалобы должны быть представлены в течение шести месяцев после вынесения решения по этому делу соответствующим национальным органом (судом).
• Заявитель должен исчерпать все доступные и эффективные внутренние средства правовой защиты, прежде чем обратиться с жалобой в договорный орган; средство правовой защиты считается эффективным, если оно предлагает надежную перспективу удовлетворения жалобы.
• Принятие окончательного решения по жалобе занимает в среднем от двух до трех лет.
• В целом жалоба, направляемая в договорный орган по правам человека, не относится к широко распространенным способам защиты прав человека.
• Договорные органы по правам человека могут не рассматривать дела, которые уже рассматривались в рамках другой международной или региональной процедуры рассмотрения жалоб.

Международную систему защиты прав человека в рамках ООН развивают и дополняют региональные механизмы (системы) защиты прав человека, основанные на территориальной общности, примерно одинаковом уровне социально-экономического развития и ряде других факторов, то есть включают страны, находящиеся приблизительно в одном «историческом времени».
Региональные международные механизмы защиты прав человека создаются на основании международных договоров отдельных групп государств, как правило, в пределах географических регионов. 
В настоящее время региональные механизмы защиты прав человека созданы: 
- в Европе (в рамках Совета Европы - на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; в рамках ЕС - на основании учредительных договоров ЕС; в рамках ОБСЄ - согласно Хельсинским Актом 1975 г.); 
- в Америке - согласно американской Конвенции о правах человека 1978 г.; 
- в Африке - в соответствии с африканской Хартией прав человека 1981 г. 
- после распада СССР в рамках СНГ также была сделана попытка создать международную систему защиты прав человека на основании Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1993 г. 
Региональные органы по правам человека распространяют свою компетенцию на государств-участниц соответствующего регионального международного договора о правах человека. Именования таких органов «региональными» в определенной степени условно, поскольку защита не только происходит в пределах территорий таких государств, а также распространяется на лиц, находящихся под их юрисдикцией.
Существующая в Европе система защиты прав человека является первой межгосударственной организацией регионального характера, положившей в основу своей деятельности защиту прав человека. После создания Совета Европы (международной организации, одной из важнейших сфер деятельности которых в соответствии с Уставом СЕ выступают права человека) и в результате функционирования его основных контрольных механизмов - Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека (а с ноября 1998 г. — единого Европейского Суда по правам человека), утверждения основных норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других конвенций Совета Европы в национальных законодательствах европейских стран, а также деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека можно говорить о возникновении понятий «Европейские стандарт по защите прав человека» и «Европейская система защиты прав человека». 
Правовой основой деятельности Европейского суда по правам человека является Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Регламент Европейского суда по правам человека. Согласно Конвенции Суд может рассматривать, во-первых, заявления государств - участниц Европейской конвенции по правам человека по вопросам нарушения Конвенции в других государствах-членах (ст. 33). Во-вторых, заявления отдельных лиц, групп и неправительственных организаций о нарушениях прав человека, которые имели место в государствах-членах (ст. 34). Порядок рассмотрения таких заявлений дифференцирован.
В свою очередь Европейскую систему защиты прав человека составляют действие и гарантии норм европейских конвенций по правам человека, которые стали нормами национальных законодательств европейских стран.
Среди них:
вышеназванная Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод - была принята 4 ноября 1950 г. (вместе с "Протоколом N 1" (Подписан в г. Париже 20.03.1952 г.), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963 г.), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984 г.)
В России Конвенция и протоколы к ней ратифицированы и действуют с марта 1998 года, протоколы 6, 12, 13 и 16 по состоянию на 2019 год остаются не ратифицированными.
Безусловно, ни сама Конвенция, ни предлагаемые ею процедуры не предназначены для подмены национальных систем защиты прав человека. Цель европейского механизма - предоставление индивиду международных гарантий в дополнение к праву на возмещение ущерба, существующее в конкретных государствах. Во всех государствах — членах Совета Европы положения Конвенции стали частью внутригосударственно-правовой системы, благодаря чему любое лицо может подать в национальный судебный или иной орган иск или апелляцию, основанные непосредственно на ее нормах.
Конвенция регламентирует право на индивидуальное обращение граждан и других лиц из стран — участниц Совета Европы с жалобами в контрольные органы Конвенции, если их права нарушаются на национальном уровне. 
Конвенция постоянно дополнялась и изменялась путем принятия протоколов к ней. В соответствии с изменениями, внесенными в Конвенцию Протоколом №11, Европейский Суд «может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».
Европейская социальная хартия 1961 г. вступила в силу 26 февраля 1965 г. Новая редакция Европейской социальной хартии, принятая в 1996 г. и вступившая в силу 1 июля 1999 г., состоит из шести частей. Она включает права, гарантированные Хартией 1961 г. и Протоколом 1988 г., процедуру контроля Хартии 1961 г., включая механизм подачи коллективных жалоб, и вводит восемь новых прав (ст. 24-31).
(в России ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 года                 № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной)» от 3 мая 1996 года). 

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. 
Конвенция предусматривает учреждение Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания - внесудебного механизма воздействия с целью предупреждения возможных физических или моральных злоупотреблений в отношении лиц, лишенных свободы (находящихся в заключении), и эффективного надзора, контроля за обращением с такими лицами. Состав этого органа формируется из представителей государств — участников Конвенции.
Комитет обладает правом направлять членов Комитета и его экспертов в любые места заключения либо содержания под стражей, находящиеся на территории государства-участника, и при необходимости на основе установленных в докладе фактов давать рекомендации заинтересованному государству (в России ратифицирована Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 44-ФЗ). 
Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г. провозглашает своей целью обеспечение в высших интересах детей их права на предоставление им процессуальных прав и облегчение реализации этих прав, а также осуществление контроля затем, чтобы дети были информированы лично либо через других лиц, либо через другие органы и им было позволено участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы.
Российская Федерация подписала Конвенцию 10 мая 2001 г., но в настоящее время она еще не вступила в силу.???

Межамериканская система защиты прав человека была создана в рамках Организации американских государств (ОАГ, 1948 г.).
В основе функционирования межамериканской системы защиты прав человека лежат одновременно сразу три документа: Устав Организации американских государств, Американская декларация прав и обязанностей человека и Межамериканская конвенция по правам человека.
Если в первом документе лишь содержится положение о том, что «американские государства провозглашают основные права человеческой личности без различия расы, национальности, убеждений или пола», то два других целиком посвящены проблемам защиты и поощрения прав и свобод человека.
Американская декларация прав и обязанностей человека по времени принятия опередила на шесть месяцев даже Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., т.е. это — первый международный документ, в котором были провозглашены основные политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права.
Наряду с достаточно обширным перечнем прав и свобод Американская декларация провозгласила также десять обязанностей человека, среди которых обязанности:
  • по отношению к обществу в целом;
  • в отношении детей и родителей;
  • получать образование;
  • подчиняться закону;
  • служить обществу и нации;
  • платить налоги;
  • воздерживаться от политической деятельности в иностранном государстве;
  • обязанность работать и др.
Ничего подобного в тексте документов Совета Европы нет.
Устав Организации американских государств 1948 г. содержит минимум положений, касающихся прав и свобод человека, и формулирует их в очень общих терминах, не определяет значение «фундаментальных прав личности» и не устанавливает механизм их соблюдения и защиты.
Межамериканская конвенция по правам человека, принятая 22 ноября 1969 г. в ходе Второй специальной межамериканской конференции в Сан-Хосе (откуда происходит и второе название данного договора — Пакт Сан-Хосе) и вступившая в силу 18 июля 1978 г., является, как и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, многосторонним международным договором «закрытого типа»: правом подписания, ратификации или присоединения к нему обладают только государства — члены ОАГ.
Вступление Конвенции в силу в 1978 г. завершило 30-летний процесс формирования в рамках Организации американских государств региональной системы защиты прав человека. Таким образом, данный процесс у американских стран отнял значительно больше времени, нежели аналогичный в рамках Совета Европы.
Со вступлением в силу Межамериканской конвенции Комиссия по правам человека в своей правоприменительной деятельности в отношении государств — участников Конвенции руководствуется положениями последней, в то время как в отношении государств - членов ОАГ, не ратифицировавших Конвенцию, Комиссия продолжает применять положения Американской декларации.
Таким образом, создалась уникальная ситуация, когда в рамках одной региональной системы защиты прав человека (межамериканской системы) действуют одновременно как бы две подсистемы: для одной базовым документом выступает Американская декларация (документ юридически необязательный), для другой — Межамериканская конвенция по правам человека — договор, обязательный для государств-участников.
В отличие от Совета Европы право государства на подачу сообщений в отношении другого в связи с нарушением последним своих обязательств по Конвенции является факультативным. Оно накладывает обязательства юридического характера и действует только в отношении тех государств, которые сделали специальные заявления о признании компетенции Комиссии по этому вопросу.
В соответствии со ст. 33 Конвенции полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых на себя государствами-участниками, возлагаются на Межамериканскую комиссию по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

Африканская региональная система защиты прав человека, основанная в 1981 г., к сожалению, не дает таких возможностей жертвам нарушений прав человека, как европейская и американская. Страны арабского региона вообще долгое время оставались без механизма защиты прав человека, Багдадская конференция по правам человека в арабском мире (1949 г.) приняла ряд рекомендаций всем государствам-членам Лиги арабских государств (ЛАГ) Действующая в рамках Организации американских государств система защиты прав человека обладает целым рядом особенностей по сравнению с региональной системой Совета Европы.
Основой региональной системы защиты прав человека на африканском континенте служит разработанная и принятая в рамках Организации африканского единства Африканская хартия прав человека и прав народов, цель которой — содействие развитию уважения прав человека и их защита на африканском континенте.
Как и Европейская конвенция, Хартия относится к договорам «закрытого» типа, текст Хартии был принят и открыт для подписания 27 июня 1981 г. на 19-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ, проходившей в г. Найроби (Нигерия). Рассматриваемый договор вступил в силу 21 октября 1986 г.
Особенность Африканской хартии состоит в том, что она отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации.

Таким образом, мировое сообщество, признавая ценность человеческой жизни, достигло согласия относительно международных стандартов в области прав человека. Международные стандарты - это результат компромисса между странами с различными политико-правовыми системами и традициями, которые по тем или иным соображениям подошли к общему выражению своих позиций, которые нередко заметно расходятся на практике. Членство государств в универсальной и региональных системах ставится в зависимость от соответствия национального законодательства Уставу организации и соответствующей конвенции по правам человека.
В арсенале политических механизмов мировым сообществом выработаны мягкие (дипломатические демарши, двусторонние и многосторонние контакты и др.) и жесткие (сокращение или переориентация финансовых средств в рамках конкретных программ поддержки, исключение из организации, приостановка действий соглашений и договоров и др.) механизмы. 
Международные контрольные механизмы и процедуры, закрепленные в соответствующих договорах, имеют первостепенное значение по отношению ко всем другим международным мерам. Вместе с тем, применение средств экономического давления, политика экономических санкций чаще всего не имеет ничего общего с реальным обеспечением прав человека. С практической стороны эта политика санкций неэффективна: применение к слаборазвитой стране экономических санкций ухудшает экономическую основу обеспечения прав человека.
Практически, когда речь идет о самоопределении национальности в демократическом государстве, проблема решается демократическим путем и тем самым формальное противоречие снимается без вмешательства, например, ООН.
Когда же подобная ситуация возникает в рамках авторитаризма, то это ведет к подавлению прав национальных меньшинств. Тут необходимо вмешательство ООН, но по разным причинам бывает не всегда. Либо нарушения прав национальных меньшинств в государстве (например, Израиле) не столь объемны и грубы, и ООН, не вмешиваясь, рассчитывает на способность демократических сил государства самостоятельно устранить нарушения прав и свобод человека. Либо государство стремится ассимилировать национальное меньшинство, и ООН не вмешивается, считая это вопросом суверенитета и целостности государства (курдский вопрос в Турции). Либо при явном произволе, геноциде, массовых этнических чистках ООН не может принять решительных мер по их пресечению ввиду блокировки его резолюции (например, в югославской провинции Косово). В результате ООН, стремясь разрешить противоречия между принципом суверенитета и правом наций на самоопределение, практически допускает «двойной стандарт». Отсутствие единого подхода к применению международных стандартов подрывает их общеобязательность и снижает эффективность международной защиты прав человека и международной политики в целом.

При всем разнообразии ценностных ориентиров различных цивилизаций общая основа все же есть. Это фундаментальные права человека. Все концепции суверенитета и безопасности должны строиться на приоритете этих  прав.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция "Защита Уполномоченным по правам человека в РФ гражданских (личных) прав человека и гражданина"

Лекция - Место, роль и правовое регулирование деятельности УПЧ в РФ в системе государственной защиты прав и свобод человека. Аппарат УПЧ в РФ.