Лекция: Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития института уполномоченного по правам человека
Институт
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Проблемы
и перспективы развития института уполномоченного по правам человека
Особую роль в
государственном механизме защиты прав и свобод человека выполняет институт
уполномоченных по правам человека, который включает в себя Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в
субъектах Российской Федерации (далее также - региональные уполномоченные по
правам человека). В системе государственных органов России это персонифицированный
орган.
Предметом деятельности
уполномоченных по правам человека как национальных правозащитных учреждений
является беспристрастный контроль за соблюдением прав человека, защита
отдельных лиц от несправедливых действий властей.
Институт уполномоченных
по правам человека в современной России был востребован задачами перехода от
автократического режима управления страной к построению демократического
общества, когда потребовалась либерализация власти по отношению к человеку, его
естественным правам, и обосновывался успешным опытом работы зарубежных
омбудсменов по защите прав и свобод человека и гражданина.
Идеи создания нового
правозащитного органа в современной России активно начали обсуждаться после
провозглашения Российской Федерацией 12 июня 1990 года своей независимости.
Становление института
уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших
достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа
института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была
заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991
г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного
(омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья
45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и
гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность
и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным
стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение
Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе
1996 года. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят
соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и
организации Бюро уполномоченного по правам человека».
Еще до того, как закон
об уполномоченном был принят, Государственная Дума в
рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на
известного правозащитника С.А. Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и
освобожден от должности 10 марта 1995 года.
После всех процедур
согласования, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря
1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года.
Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года.
Закон определяет статус
уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности
и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо
государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается
учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.
В целом, институт
уполномоченного по правам человека в Российской Федерации служит своеобразным
связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты
государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил»
государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время,
уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и
механизмы контроля. Основа его работы – критическое сотрудничество с органами
власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или
исказить правовой характер государства.
Другая важная задача
уполномоченного – правовое просвещение. Зачастую, права человека в России
нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало
осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается
в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с
достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.
В мае 1998 года
Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России
О.О. Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом,
занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в
короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата
уполномоченного и наладить его активную работу.
Преемником О.О.
Миронова в 2004 году стал В.П. Лукин, доктор исторических наук, бывший
Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин
был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с
истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.
18 марта 2014 года на
должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена
Э.А. Памфилова – известный российский политический, государственный и
общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в
правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель
Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности
уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016
года.
22 апреля 2016 года
депутаты Государственной думы РФ проголосовали за назначение
Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации.
Татьяна
Москалькова — доктор юридических наук и доктор философских наук,
профессор, заслуженный юрист РФ, генерал-майор МВД в отставке.
С декабря 2007 года по апрель 2016 года являлась депутатом
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителем
председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям
с соотечественниками. Занимала пост председателя Комиссии по законодательству
и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларусии,
координатором российско-эстонских межпарламентских связей.
2020 год вошел в
историю становления и развития регионального института уполномоченного по
правам человека с принятием закона о региональных уполномоченных
по правам человека, можно сказать, завершившего формирование единой
государственной системы защиты прав человека уполномоченными по правами
человека.
Федеральным законом
«Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской
Федерации»[1]
установлены единые принципы организации деятельности уполномоченных
по правам человека в субъектах России, а также правовые основы
взаимодействия уполномоченных с органами государственной власти
и институтами гражданского общества. Закон наделил региональных
уполномоченных по правам человека широкими полномочиями по обращению
в любые органы государственной власти, в законодательные органы
субъектов Российской Федерации, в правоохранительные органы, в том числе
с требованием привлечения к дисциплинарной и даже уголовной
ответственности должностных лиц, нарушивших права человека.
В то же время, со
вступлением в силу данного Закона на уполномоченных по правам человека
распространил свое действие Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[2],
что может способствовать усложнению деятельности Уполномоченного
бюрократическими аспектами. Специфика работы омбудсмена с обращениями граждан
многогранна и индивидуальна, а ограничение его деятельности данным Федеральным
законом не всегда позволяет подойти к сложной ситуации с тех позиций, которые
соответствуют истинному предназначению данного института государственной
правозащиты, ведь порой в практике Уполномоченного встречаются ситуации, когда,
чтобы помочь человеку необходимо действовать неформально и ориентироваться на
результат.
Вместе с тем, отмечу, что представлялось бы целесообразным наделение
Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации статусом
специального субъекта, в частности, предусмотреть в законе, что Уполномоченный не
может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном
порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Такая гарантия является не личной привилегией уполномоченного по правам
человека, а имеет публично-правовой характер и должна обеспечивать повышенную
охрану законом института государственной правозащиты именно в силу
осуществляемых им общественно значимых полномочий и способствовать его
самостоятельности и независимости. Аналогичный уровень гарантий предусмотрен
федеральным законодательством для членов избирательных комиссий с правом
решающего голоса и других спецсубъектов.
Уполномоченный не
обладает властными полномочиями, но он имеет возможность напомнить власти о
фундаментальных обязанностях государства. Он призван выявлять и анализировать
недостатки в работе государственных и муниципальных органов, приводящие к
нарушению прав человека, вырабатывать рекомендации по совершенствованию
деятельности государственных и муниципальных органов в области реализации прав
человека и административных процедур, с ними связанных.
Критерием оценки деятельности Уполномоченного представляется его
реагирование на нарушения прав человека, а также достигнутые при этом
результаты, которые отражаются в ежегодных (или специальных) докладах о его
деятельности, и к которым Уполномоченный стремиться обеспечить широкий доступ органов
власти. Ежегодный доклад представляется на сессии Народного Собрания
Республики Дагестан Уполномоченным лично, а также направляется высшим
должностным лицам всех ветвей власти в республике.
Наиболее плодотворной представляется практика,
когда глава республики обсуждает с руководителями республиканских
государственных органов освещенную в докладе ситуацию с соблюдением прав и
свобод граждан, а по результатам обсуждения формируется протокол поручений по
реализации соответствующих положений доклада Уполномоченного. Далее
Правительство Республики Дагестан утверждает перечень (план) мероприятий по
реализации доклада, чтобы сгруппировать вопросы, требующие решения, по отраслевой
принадлежности, определить срок их реализации, органы власти, ответственные за
их исполнение.
В то же время в случае, когда по
результатам рассмотрения ежегодного доклада регионального уполномоченного
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обеспечивает принятие
органами власти субъекта Российской Федерации мер по устранению нарушений прав
и свобод человека и гражданина, причин и условий этому способствующих,
эффективность и действенность
рекомендаций уполномоченного, отраженных в его докладе, в разы возрастает, так
как потребует от органов власти
«обратной связи».
Институт Уполномоченного
выполняет важную функцию по обеспечению защиты прав граждан, прежде всего, во
взаимоотношениях с государством, являясь связующим звеном между ними, а также
по оказанию им квалифицированной и своевременной юридической помощи. Вместе с
тем, эффективность деятельности Уполномоченного в значительной степени зависит
от уровня его взаимодействия с органами государственной власти, которое
способствует обеспечению благоприятных условий для реализации направлений его
деятельности. Властные структуры, в свою очередь, получают информацию о
ситуации с соблюдением и реализацией прав человека в регионе и мерах, которые
необходимо принять для ее улучшения.
[1] Федеральный
закон от 18.03.2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в
субъектах Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru. 18.03.2020 г.;
Собрание законодательства РФ. 2020. N 12. Ст. 1640.
[2] Федеральный закон от 2 мая 2006
г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060; 2010. N 27. Ст. 3410; 2010.
N 31. Ст. 4196; 2013. N 19. Ст. 2307; 2013. N 27. Ст. 3474; 2014. N 48. Ст.
6638; 2015. N 45. Ст. 6206; 2017. N 49. Ст. 7327; 2018. N 53 (часть I). Ст.
8454; 2012. N 31. Ст. 4470.
Комментарии
Отправить комментарий