Лекция "Защита Уполномоченным по правам человека в РФ политических прав человека и гражданина"
Защита Уполномоченным по правам человека в РФ
политических прав человека и гражданина
Политические права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие участие личности
(как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и
государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти.
В отличие от
личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам
Российской Федерации (но не все: например, свобода массовой информации, право
на объединение гарантируются каждому человеку независимо от гражданства РФ).
К политическим правам и свободам относятся:
— право на
объединение (ст. 30 Конституции РФ, гл. 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральные
законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11.07.2001
№ 95-ФЗ «О политических партиях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.);
— свобода
собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 Конституции РФ, Федеральный
закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях», ст. 149 УК РФ и др.);
— право на
участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право
участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32
Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О
референдуме Российской Федерации», Федеральные законы от 12.06.2002
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации», от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О
системе государственной службы
Российской Федерации», процессуальное законодательство и др.);
— право
обращений («право петиции») — ст. 33 Конституции РФ, ФЗ №59 от 02.05.2006
«О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и др.;
— свобода
информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, ФЗ№8
от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления»).
Одной из
основных гарантий прав человека в мире, защищающих общество от застоя,
злоупотреблений и опасности диктатуры, является свобода выбора —
конституционное право каждого гражданина избирать и быть избранным, а также
участвовать в референдуме. Данный элемент прямой демократии указывает на то,
что человек есть единственный источник власти, которую он проявляет через свое
избирательное право. В этом и есть суть его непосредственного участия в
управлении делами государства.
Из года в год в
преддверии и в ходе голосования в Аппарате Уполномоченного действует мониторинговая
рабочая группа, которая осуществляет анализ поступающих обращений,
публикаций в СМИ. В целях мониторинга соблюдения прав граждан в ходе
голосования осуществляются выезды на избирательные участки. Открываются горячие
линии, куда мог обратиться любой гражданин, столкнувшийся с
несправедливостью или трудностями при реализации своих прав.
Наибольшее количество
обращений к Уполномоченному в данной области чаще всего касаются вопросов получения
и распространения информации о порядке проведения общероссийского голосования и
выборов. Граждане обращаются с просьбами разъяснить порядок голосования не
по месту регистрации и процедуру электронного голосования, уточнить местонахождение
участковой избирательной комиссии, выражали недовольство отсутствием
достаточной информации о голосовании. Всем заявителям давались необходимые
разъяснения, проводились консультации, оказывалась помощь в установлении
местонахождения участковой избирательной комиссии.
Так, на горячую
линию обратился гражданин К. с жалобой на отсутствие информации о расположении
ближайшего избирательного участка и невозможность дозвониться до соответствующей
участковой избирательной комиссии. Сотрудники Аппарата в оперативном режиме
оказали заявителю консультативную помощь, а также осуществили телефонную связь
с членами УИК и ТИК в целях содействия избирателям в получении необходимой
информации (б/н, поступило на горячую линию).
Значительное
количество обращений поступает по вопросам формирования и организации
деятельности избирательных комиссий. Заявители поднимали вопросы
организации работы избирательных комиссий в части голосования на дому и придомовой
территории, в медицинских учреждениях.
На горячую линию
позвонил К., который во время проведения голосования находился в хосписе в г.
Санкт- Петербурге. Он пожаловался на невозможность проголосовать в ходе
Общероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации.
Проверка показала, что адрес постоянного места жительства заявителя отличается
от места его нахождения, при этом заявление для голосования в другом районе г.
Санкт- Петербурга подано не было. В этой связи члены ТИК по месту нахождения
хосписа не имели оснований выехать к заявителю. В результате была достигнута
договоренность с председателем ТИК по месту регистрации заявителя о направлении
к нему в хоспис членов УИК для предоставления возможности проголосовать.
Первого июля заявитель смог реализовать свое избирательное право (б/н,
поступило на горячую линию).
Также имели
место жалобы, связанные с организацией работы на избирательном участке.
Граждане сообщают
об отсутствии на избирательных участках средств индивидуальной защиты,
одноразовых ручек, о несоблюдении социальной дистанции, не находили себя
в списке избирателей, указывали на дублирование информации об избирателях
в различных списках голосования.
По горячей линии
поступил звонок С., который вместе с семьей пришел в УИК района Печатники г.
Москвы, чтобы проголосовать, но обнаружил, что в журнале регистрации выданных
бюллетеней уже стояли их подписи. По сообщению заявителя, подписи ему и членам
семьи не принадлежали, ранее право на участие в голосовании ими не реализовывалось.
После обращения Уполномоченного к прокурору г. Москвы Д.Г. Попову и к
председателю Мосгоризбиркома Ю.А. Ермолову была проведена проверка, по
результатам которой установлены ошибки технического характера. В итоге принято
решение о признании бюллетеней недействительными. Заявителю и его семье
предоставлена возможность реализовать право на участие в Общероссийском
голосовании (б/н, поступило на горячую линию).
Поступают
обращения и по вопросам выдвижения
и регистрации кандидатов.
Заявители жаловались
на необоснованные, по их мнению, отказы в регистрации кандидата, на опасность
административного давления в целях понуждения к отказу от участия в
избирательной кампании.
Кандидат в депутаты Воргинского сельского поселения Ершичского района
Смоленской области обратился с просьбой о содействии в защите своих
избирательных прав. По информации заявителя, главой Воргинского сельского
поселения предпринимались попытки в судебном порядке обжаловать постановления о
регистрации его в качестве кандидата. Судом первой инстанции в исковых
требованиях было отказано, но истец подал апелляционную жалобу. В целях
недопущения нарушения избирательных прав кандидата Уполномоченный обратилась в
ЦИК России, а также к уполномоченному по правам человека в Смоленской области
А.М. Капустину с просьбой направить представителя на слушание в суде
апелляционной инстанции. Смоленским областным судом решение суда первой
инстанции оставлено без изменений, постановление о регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты
признано законным. В результате заявитель избран депутатом Воргинского
сельского поселения Ершичского района Смоленской области (№ М-1440 от
21.08.2020, № к М-1440 от 27.08.2020).
В отдельных обращениях, поступивших в период подготовки и проведения
Единого дня голосования, кандидаты жаловались на ограничения в части
проведения публичных мероприятий, включая встречи с избирателями,
что, по их мнению, препятствовало реализации кандидатами права быть избранными.
Вместе с тем в большинстве случаев необходимость таких ограничений была вызвана
неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в связи с распространением
коронавирусной инфекции.
Поступают обращения, где граждане сообщают о нарушениях
волеизъявления избирателей — о фактах понуждения работников к голосованию в
электронной форме со стороны работодателей — бюджетных организаций.
Право на проведение и участие в публичных
мероприятиях (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях)
является одним из основополагающих элементов правового статуса человека в
демократическом обществе. Обеспечение его защиты — важнейшая гарантия
сохранения диалога между народом и властью, построения плюралистического
общества, в котором мирно сосуществуют группы с различными взглядами,
убеждениями, обычаями. Глобальное социальное значение права на мирные публичные
акции видится в том, что оно позволяет государству и обществу принять
своевременные меры к предотвращению масштабных социальных конфликтов.
В последние годы вынужденные коррективы в
законодательство и практику проведения публичных мероприятий внесла глобальная
пандемическая угроза. В России, как и во многих странах, их проведение в целях
предупреждения распространения коронавирусной инфекции было ограничено либо
запрещено. В этой связи произошло снижение числа публичных акций.
Но все равно, по всему миру прокатилась волна
протестных выступлений, вызванных введением ограничительных мер по
противодействию COVID-19. Сообщалось о проведении таких акций в США,
Германии, Испании, Нидерландах.
Протестные
акции так называемых «ковид- диссидентов» против
необоснованных чрезмерных ограничений прав человека, связанных с пандемической
угрозой в России, в отличие от европейских стран, носили локальный характер.
Против ограничительных мер выступили участники незаконного митинга,
который прошел в Северной Осетии 20 апреля 2020 г. По некоторым данным, в нем
приняли участие около полутора тысяч человек; в числе требований протестующих —
поддержка людей, столкнувшихся с финансовыми трудностями в условиях
распространения коронавирусной инфекции.
Самые массовые несанкционированные митинги и шествия проходили в г.
Хабаровске, участники которых выступали против уголовного дела, возбужденного в
отношении бывшего губернатора края С.И. Фургала.
Акции проходили каждый день с июля и до ноября, собирая наибольшее число
участников в выходные дни. 11 июля в Хабаровске в акции приняли участие от 10
до 40 тыс. человек, а 18 июля, по разным оценкам, собралось
от 50 до 80 тыс. человек. К концу 2020 г. мероприятия становились все менее многочисленными
и в конце концов сошли на нет.
Вероятно, количество несанкционированных
публичных мероприятий было бы меньше, если бы уровень диалога органов
государственной и местной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления с институтами гражданского общества был выше.
В основном в своих обращениях к
Уполномоченному по данной теме граждане поднимают вопросы организации и
проведения публичных мероприятий и в связи с привлечением граждан к административной
ответственности за организацию и участие в публичных мероприятиях.
Граждане сообщали о нарушениях, допущенных при
составлении протоколов об административных правонарушениях, жаловались на
необоснованные судебные решения и назначение чрезмерно строгих наказаний.
Гражданка А. пожаловалась на привлечение ее к административной
ответственности за организацию публичного мероприятия, связанного с разработкой
горы Куштау.
Доказательством вины А. явились размещенные ею фотографии в социальной
сети с места проведения акции. Уполномоченный обратилась в Прокуратуру
Республики Башкортостан, которая направила протест на постановление по делу об
административном правонарушении в связи с ошибочной квалификации действий А.
как организатора публичного мероприятия. В результате необоснованное решение
отменено.
На сегодняшний день увеличилось число
обращений, в которых заявители выражали несогласие с действиями сотрудников
правоохранительных органов при пресечении публичных мероприятий. В таких
обращениях граждане преимущественно сообщали о необоснованных, на их
взгляд, задержаниях участников публичных мероприятий.
Житель Республики Татарстан Т. проводил акцию протеста в форме одиночного
пикета, когда его действия были прекращены силами патрульно- постовой службы
УМВД России по г. Набережные Челны. Гражданин Т. необоснованно был доставлен в
опорный пункт полиции без составления протокола. Однако, уверенный в законности
своих действий, Т. обратился с жалобой на действия сотрудников полиции. Из
ответа прокуратуры, присланного на запрос Уполномоченного, следовало, что,
прерывая одиночный пикет, сотрудники допустили нарушение законодательства,
данное нарушение сотрудников полиции включено прокуратурой города в
представление об устранении нарушений Федерального закона «О полиции»
Изменения,
внесенные в 2020 году в Конституцию Российской Федерации, ввели в правовое поле
понятие публичной власти, охватывающее все органы государственной власти и
местного самоуправления. Гарантируется взаимодействие этих органов для наиболее
эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на
соответствующей территории.
Залог
эффективности решения указанных задач - диалог с обществом, значимую роль в
развитии которого играет обеспечение права граждан на обращение в органы
публичной власти.
Данное
право является неотъемлемым условием осуществления человеком иных присущих ему
прав и свобод, инструментом их защиты, выступает способом участия граждан в
принятии государственными или муниципальными органами общественно значимых
решений. Кроме того, интенсивность направления гражданами обращений в адрес
государственных и муниципальных органов может служить индикатором доверия
населения к структурам публичной власти.
Вместе
с тем на практике государственными и муниципальными чиновниками еще допускаются
многочисленные нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, установленного
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации». В 2020 году в адрес Уполномоченного по этому
поводу поступило 448 обращений (в 2019 году — 349; в 2018 году — 314).
Больше
всего, поступает жалоб на организацию личного приема (57%). Граждане
сообщают об отказах в записи, о направлении на личный прием своих
заместителей и иных подчиненных работников, о некорректном поведении служащих
во время приема, об отсутствии информации о режиме приема граждан.
К
Уполномоченному обратилась М. в связи с оставлением без рассмотрения ее
многократных обращений в территориальные подразделения ГУВМ МВД России по
вопросу приема для подачи документов на получение паспорта гражданина
Российской Федерации. После обращения Уполномоченного для уточнения
автобиографических сведений М. приглашена на прием в ГУВМ МВД России. Ей
оказана необходимая помощь в получении паспорта (№ М-519 от 22.05.2020).
В
каждой пятой - шестой жалобе заявители высказывают претензии к качеству ответов,
получаемых от органов публичной власти. Граждане, в частности, сообщали о
получении на их обращения неполных или неопределенных ответов от
государственных органов, в которых не разрешаются все поставленные ими вопросы
или вовсе отсутствует требуемая информация.
К
Уполномоченному обратилась М. по вопросу прекращения регистрации ее в качестве
индивидуального предпринимателя (далее — ИП). Из обращения следовало, что М., с
2007 г. зарегистрированная как ИП, в 2015 г. была осуждена, ей назначено
наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет. На неоднократные обращения в
налоговые органы с просьбой снять ее с регистрации в качестве ИП М. получала
только общие рекомендации и разъяснения нормативных правовых актов. Лишь после
обращения Уполномоченного М. снята с учета в качестве ИП Управлением ФНС по
Ростовской области (№ М-1370 от 06.08.2020).
В
каждом восьмом обращении указывалось на нарушение чиновниками запрета
на передачу жалобы в орган власти, действия которого обжалуются (12%).
Граждане также высказывали недовольство случаями, когда их жалоба от
вышестоящего должностного лица органа перенаправлялась для рассмотрения его
подчиненным.
Претензии
предъявляются и к органам прокуратуры, когда они, отказывая в проведении
надзорной проверки, передают жалобу руководителю территориального подразделения
органа власти для проведения служебной проверки в отношении подчиненных
должностных лиц.
Гражданин
З. обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской
области с жалобой на отказ сотрудников полиции ОП № 1 Управления МВД России по
городу Таганрогу в замене ему паспорта гражданина Российской Федерации.
Указанное подразделение передало жалобу З. на рассмотрение тем же сотрудникам
полиции. После обращения Уполномоченного в адрес начальника Управления по
вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области права З. восстановлены,
он признан гражданином Российской Федерации и документирован паспортом
гражданина Российской Федерации (№ З-467 от 02.10.2019).
Достаточно обращений (порядка 10%) в связи с
нарушением сроков рассмотрения обращений. Должностные лица выходили за
рамки 30-дневного срока для направления ответа на обращения, предусмотренного
законодательством, не уведомляли заявителя о продлении срока рассмотрения
обращения, затягивали процедуры отправки подписанного должностным лицом
ответа гражданину, длительное время гражданам приходилось ожидать ответа
по телефонам горячей линии, онлайн- чатам.
Гражданин Б. обратился с жалобой на невозможность
дозвониться на горячую линию Правительства Москвы для разрешения проблемы
необоснованного наблюдения за его местоположением посредством мобильного
приложения «Социальный мониторинг», разработанного для контроля за лицами,
инфицированными COVID-19 и проходящими лечение на дому. После обращения
Уполномоченного в Департамент информационных технологий г. Москвы проведена
проверка, нарушения подтвердились. В результате принятых мер заявитель исключен
из списка лиц, подлежащих наблюдению за местоположением гражданина в
определенной геолокации с использованием приложения «Социальный мониторинг»,
ему принесены извинения
Комментарии
Отправить комментарий