Лекция "Защита Уполномоченным по правам человека в РФ политических прав человека и гражданина"

 

Защита Уполномоченным по правам человека в РФ

политических прав человека и гражданина

 

Политические права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти.

В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все: например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку независимо от гражданства РФ).

К политическим правам и свободам относятся:

— право на объединение (ст. 30 Конституции РФ, гл. 4 Гражданского кодекса РФ, Федеральные законы от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.);

— свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций (ст. 31 Конституции РФ, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст. 149 УК РФ и др.);

— право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе  государственной службы Российской Федерации», процессуальное законодательство и др.);

— право обращений («право петиции») — ст. 33 Конституции РФ, ФЗ №59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и др.;

— свобода информации и средств массовой информации (ч. 4, 5 ст. 29 Конституции РФ, ФЗ№8 от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Одной из основных гарантий прав человека в мире, защищающих общество от застоя, злоупотреблений и опасности диктатуры, является свобода выбора — конституционное право каждого гражданина избирать и быть избранным, а также участвовать в референдуме. Данный элемент прямой демократии указывает на то, что человек есть единственный источник власти, которую он проявляет через свое избирательное право. В этом и есть суть его непосредственного участия в управлении делами государства.

Из года в год в преддверии и в ходе голосования в Аппарате Уполномоченного действует мониторинговая рабочая группа, которая осуществляет анализ поступающих обращений, публикаций в СМИ. В целях мониторинга соблюдения прав граждан в ходе голосования осуществляются выезды на избирательные участки. Открываются горячие линии, куда мог обратиться любой гражданин, столкнувшийся с несправедливостью или трудностями при реализации своих прав.

Наибольшее количество обращений к Уполномоченному в данной области чаще всего касаются вопросов получения и распространения информации о порядке проведения общероссийского голосования и выборов. Граждане обращаются с просьбами разъяснить порядок голосования не по месту регистрации и процедуру электронного голосования, уточнить местонахождение участковой избирательной комиссии, выражали недовольство отсутствием достаточной информации о голосовании. Всем заявителям давались необходимые разъяснения, проводились консультации, оказывалась помощь в установлении местонахождения участковой избирательной комиссии.

Так, на горячую линию обратился гражданин К. с жалобой на отсутствие информации о расположении ближайшего избирательного участка и невозможность дозвониться до соответствующей участковой избирательной комиссии. Сотрудники Аппарата в оперативном режиме оказали заявителю консультативную помощь, а также осуществили телефонную связь с членами УИК и ТИК в целях содействия избирателям в получении необходимой информации (б/н, поступило на горячую линию).

Значительное количество обращений поступает по вопросам формирования и организации деятельности избирательных комиссий. Заявители поднимали вопросы организации работы избирательных комиссий в части голосования на дому и придомовой территории, в медицинских учреждениях.

На горячую линию позвонил К., который во время проведения голосования находился в хосписе в г. Санкт- Петербурге. Он пожаловался на невозможность проголосовать в ходе Общероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации. Проверка показала, что адрес постоянного места жительства заявителя отличается от места его нахождения, при этом заявление для голосования в другом районе г. Санкт- Петербурга подано не было. В этой связи члены ТИК по месту нахождения хосписа не имели оснований выехать к заявителю. В результате была достигнута договоренность с председателем ТИК по месту регистрации заявителя о направлении к нему в хоспис членов УИК для предоставления возможности проголосовать. Первого июля заявитель смог реализовать свое избирательное право (б/н, поступило на горячую линию).

Также имели место жалобы, связанные с организацией работы на избирательном участке.

Граждане сообщают об отсутствии на избирательных участках средств индивидуальной защиты, одноразовых ручек, о несоблюдении социальной дистанции, не находили себя в списке избирателей, указывали на дублирование информации об избирателях в различных списках голосования.

По горячей линии поступил звонок С., который вместе с семьей пришел в УИК района Печатники г. Москвы, чтобы проголосовать, но обнаружил, что в журнале регистрации выданных бюллетеней уже стояли их подписи. По сообщению заявителя, подписи ему и членам семьи не принадлежали, ранее право на участие в голосовании ими не реализовывалось. После обращения Уполномоченного к прокурору г. Москвы Д.Г. Попову и к председателю Мосгоризбиркома Ю.А. Ермолову была проведена проверка, по результатам которой установлены ошибки технического характера. В итоге принято решение о признании бюллетеней недействительными. Заявителю и его семье предоставлена возможность реализовать право на участие в Общероссийском голосовании (б/н, поступило на горячую линию).

Поступают обращения и по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов.

Заявители жаловались на необоснованные, по их мнению, отказы в регистрации кандидата, на опасность административного давления в целях понуждения к отказу от участия в избирательной кампании.

Кандидат в депутаты Воргинского сельского поселения Ершичского района Смоленской области обратился с просьбой о содействии в защите своих избирательных прав. По информации заявителя, главой Воргинского сельского поселения предпринимались попытки в судебном порядке обжаловать постановления о регистрации его в качестве кандидата. Судом первой инстанции в исковых требованиях было отказано, но истец подал апелляционную жалобу. В целях недопущения нарушения избирательных прав кандидата Уполномоченный обратилась в ЦИК России, а также к уполномоченному по правам человека в Смоленской области А.М. Капустину с просьбой направить представителя на слушание в суде апелляционной инстанции. Смоленским областным судом решение суда первой инстанции оставлено без изменений, постановление о регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты признано законным. В результате заявитель избран депутатом Воргинского сельского поселения Ершичского района Смоленской области (№ М-1440 от 21.08.2020, № к М-1440 от 27.08.2020).

В отдельных обращениях, поступивших в период подготовки и проведения Единого дня голосования, кандидаты жаловались на ограничения в части проведения публичных мероприятий, включая встречи с избирателями, что, по их мнению, препятствовало реализации кандидатами права быть избранными. Вместе с тем в большинстве случаев необходимость таких ограничений была вызвана неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Поступают обращения, где граждане сообщают о нарушениях волеизъявления избирателей — о фактах понуждения работников к голосованию в электронной форме со стороны работодателей — бюджетных организаций.

Право на проведение и участие в публичных мероприятиях (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях) является одним из основополагающих элементов правового статуса человека в демократическом обществе. Обеспечение его защиты — важнейшая гарантия сохранения диалога между народом и властью, построения плюралистического общества, в котором мирно сосуществуют группы с различными взглядами, убеждениями, обычаями. Глобальное социальное значение права на мирные публичные акции видится в том, что оно позволяет государству и обществу принять своевременные меры к предотвращению масштабных социальных конфликтов.

В последние годы вынужденные коррективы в законодательство и практику проведения публичных мероприятий внесла глобальная пандемическая угроза. В России, как и во многих странах, их проведение в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции было ограничено либо запрещено. В этой связи произошло снижение числа публичных акций.

Но все равно, по всему миру прокатилась волна протестных выступлений, вызванных введением ограничительных мер по противодействию COVID-19. Сообщалось о проведении таких акций в США, Германии, Испании, Нидерландах.

Протестные акции так называемых «ковид- диссидентов» против необоснованных чрезмерных ограничений прав человека, связанных с пандемической угрозой в России, в отличие от европейских стран, носили локальный характер.

Против ограничительных мер выступили участники незаконного митинга, который прошел в Северной Осетии 20 апреля 2020 г. По некоторым данным, в нем приняли участие около полутора тысяч человек; в числе требований протестующих — поддержка людей, столкнувшихся с финансовыми трудностями в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Самые массовые несанкционированные митинги и шествия проходили в г. Хабаровске, участники которых выступали против уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего губернатора края С.И. Фургала.

Акции проходили каждый день с июля и до ноября, собирая наибольшее число участников в выходные дни. 11 июля в Хабаровске в акции приняли участие от 10 до 40 тыс. человек, а 18 июля, по разным оценкам, собралось от 50 до 80 тыс. человек. К концу 2020 г. мероприятия становились все менее многочисленными и в конце концов сошли на нет.

Вероятно, количество несанкционированных публичных мероприятий было бы меньше, если бы уровень диалога органов государственной и местной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества был выше.

В основном в своих обращениях к Уполномоченному по данной теме граждане поднимают вопросы организации и проведения публичных мероприятий и в связи с привлечением граждан к административной ответственности за организацию и участие в публичных мероприятиях.

Граждане сообщали о нарушениях, допущенных при составлении протоколов об административных правонарушениях, жаловались на необоснованные судебные решения и назначение чрезмерно строгих наказаний.

Гражданка А. пожаловалась на привлечение ее к административной ответственности за организацию публичного мероприятия, связанного с разработкой горы Куштау.

Доказательством вины А. явились размещенные ею фотографии в социальной сети с места проведения акции. Уполномоченный обратилась в Прокуратуру Республики Башкортостан, которая направила протест на постановление по делу об административном правонарушении в связи с ошибочной квалификации действий А. как организатора публичного мероприятия. В результате необоснованное решение отменено.

На сегодняшний день увеличилось число обращений, в которых заявители выражали несогласие с действиями сотрудников правоохранительных органов при пресечении публичных мероприятий. В таких обращениях граждане преимущественно сообщали о необоснованных, на их взгляд, задержаниях участников публичных мероприятий.

Житель Республики Татарстан Т. проводил акцию протеста в форме одиночного пикета, когда его действия были прекращены силами патрульно- постовой службы УМВД России по г. Набережные Челны. Гражданин Т. необоснованно был доставлен в опорный пункт полиции без составления протокола. Однако, уверенный в законности своих действий, Т. обратился с жалобой на действия сотрудников полиции. Из ответа прокуратуры, присланного на запрос Уполномоченного, следовало, что, прерывая одиночный пикет, сотрудники допустили нарушение законодательства, данное нарушение сотрудников полиции включено прокуратурой города в представление об устранении нарушений Федерального закона «О полиции»

Изменения, внесенные в 2020 году в Конституцию Российской Федерации, ввели в правовое поле понятие публичной власти, охватывающее все органы государственной власти и местного самоуправления. Гарантируется взаимодействие этих органов для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Залог эффективности решения указанных задач - диалог с обществом, значимую роль в развитии которого играет обеспечение права граждан на обращение в органы публичной власти.

Данное право является неотъемлемым условием осуществления человеком иных присущих ему прав и свобод, инструментом их защиты, выступает способом участия граждан в принятии государственными или муниципальными органами общественно значимых решений. Кроме того, интенсивность направления гражданами обращений в адрес государственных и муниципальных органов может служить индикатором доверия населения к структурам публичной власти.

Вместе с тем на практике государственными и муниципальными чиновниками еще допускаются многочисленные нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В 2020 году в адрес Уполномоченного по этому поводу поступило 448 обращений (в 2019 году — 349; в 2018 году — 314).

Больше всего, поступает жалоб на организацию личного приема (57%). Граждане сообщают об отказах в записи, о направлении на личный прием своих заместителей и иных подчиненных работников, о некорректном поведении служащих во время приема, об отсутствии информации о режиме приема граждан.

К Уполномоченному обратилась М. в связи с оставлением без рассмотрения ее многократных обращений в территориальные подразделения ГУВМ МВД России по вопросу приема для подачи документов на получение паспорта гражданина Российской Федерации. После обращения Уполномоченного для уточнения автобиографических сведений М. приглашена на прием в ГУВМ МВД России. Ей оказана необходимая помощь в получении паспорта (№ М-519 от 22.05.2020).

В каждой пятой - шестой жалобе заявители высказывают претензии к качеству ответов, получаемых от органов публичной власти. Граждане, в частности, сообщали о получении на их обращения неполных или неопределенных ответов от государственных органов, в которых не разрешаются все поставленные ими вопросы или вовсе отсутствует требуемая информация.

К Уполномоченному обратилась М. по вопросу прекращения регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя (далее — ИП). Из обращения следовало, что М., с 2007 г. зарегистрированная как ИП, в 2015 г. была осуждена, ей назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет. На неоднократные обращения в налоговые органы с просьбой снять ее с регистрации в качестве ИП М. получала только общие рекомендации и разъяснения нормативных правовых актов. Лишь после обращения Уполномоченного М. снята с учета в качестве ИП Управлением ФНС по Ростовской области (№ М-1370 от 06.08.2020).

В каждом восьмом обращении указывалось на нарушение чиновниками запрета на передачу жалобы в орган власти, действия которого обжалуются (12%). Граждане также высказывали недовольство случаями, когда их жалоба от вышестоящего должностного лица органа перенаправлялась для рассмотрения его подчиненным.

Претензии предъявляются и к органам прокуратуры, когда они, отказывая в проведении надзорной проверки, передают жалобу руководителю территориального подразделения органа власти для проведения служебной проверки в отношении подчиненных должностных лиц.

Гражданин З. обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области с жалобой на отказ сотрудников полиции ОП № 1 Управления МВД России по городу Таганрогу в замене ему паспорта гражданина Российской Федерации. Указанное подразделение передало жалобу З. на рассмотрение тем же сотрудникам полиции. После обращения Уполномоченного в адрес начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области права З. восстановлены, он признан гражданином Российской Федерации и документирован паспортом гражданина Российской Федерации (№ З-467 от 02.10.2019).

Достаточно обращений (порядка 10%) в связи с нарушением сроков рассмотрения обращений. Должностные лица выходили за рамки 30-дневного срока для направления ответа на обращения, предусмотренного законодательством, не уведомляли заявителя о продлении срока рассмотрения обращения, затягивали процедуры отправки подписанного должностным лицом ответа гражданину, длительное время гражданам приходилось ожидать ответа по телефонам горячей линии, онлайн- чатам.

Гражданин Б. обратился с жалобой на невозможность дозвониться на горячую линию Правительства Москвы для разрешения проблемы необоснованного наблюдения за его местоположением посредством мобильного приложения «Социальный мониторинг», разработанного для контроля за лицами, инфицированными COVID-19 и проходящими лечение на дому. После обращения Уполномоченного в Департамент информационных технологий г. Москвы проведена проверка, нарушения подтвердились. В результате принятых мер заявитель исключен из списка лиц, подлежащих наблюдению за местоположением гражданина в определенной геолокации с использованием приложения «Социальный мониторинг», ему принесены извинения

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция "Защита Уполномоченным по правам человека в РФ гражданских (личных) прав человека и гражданина"

Лекция: Международные и региональные механизмы реализации и защиты прав человека